Введение
Среди направлений менеджмента обычно выделяют в качестве основного финансовый (управление финансами). Но не менее важен менеджмент затрат, поскольку в промышленности как в России, так и в развитых странах, они состав¬ляют в среднем 80 — 85% оптовых цен предприятий, т. е. 4/5 стоимости продук¬ции, а прибыль, основа финансов предприятий, — лишь 15 — 20% ее стоимости.
Проблема управления затратами и себестоимостью относится к одной из наиболее сложных и важных в экономике. Научные исследования в этой облас¬ти сконцентрированы в основном на учетном аспекте. Безусловно, он имеет важное значение, поскольку обеспечивает функцию контроля. Но это не един¬ственная функция управления. Не меньшее значение имеет реализация функ¬ций планирования, координации, организации и мотивации и концентрация исследований только на совершенствовании учета обедняет теорию и практи¬ку управления себестоимостью.
1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции – синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.
Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций: