1. Интеграция предприятий, ее роль и значение
Интеграция - в экономической литературе общее понятие для обозначе-ния группы финансовых операций, цель которых - объединение компаний, бан-ков и т.п. в один хозяйствующий субъект с целью получения конкурентных преимуществ и максимизации стоимости этого субъекта в долгосрочном пе-риоде. Различают следующие виды интеграции.
- Горизонтальная интеграция (объединение с прямыми конкурентами-производителями исходных благ - product extension - либо компаниями, дейст-вующими на разных рынках, -market extension). Горизонтальная интеграция - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускаю-щих однородную продукцию и применяющих сходные технологии.
2. Кооперирование предприятий
Кооперирование – производственные связи предприятий по совместному производству конечной продукции. В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признаку. По отрасле-вому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производ-ственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и меж-отраслевое — если оно имеет место между предприятиями разных отраслей. По территориальному признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, ко-гда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное – между предприятиями, расположен-ными в разных экономических районах страны.
Различают три формы кооперирования предприятий:
- Предметное (или агрегатное) кооперирование – это такой вид производствен-ных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получа-ет от других предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насосы, ком-прессоры и др.), идущие на комплектование продукции этого завода.