ВВЕДЕНИЕ
В современном мире успехи и перспективы экономического развития каждого государства определяются, как правило, степенью его активного участия в процессе международного движения капиталов и международном разделении труда.
Модернизация российской экономики невозможна без привлечения иностранного капитала прежде всего из-за отсутствия достаточных финансовых средств. Ее тяжелое положение привело к изношенности основного капитала. В 1995 – 1997 гг. прибыльность основного капитала упала в 2,6 раза. Россия нуждается в закупках промышленного оборудования, а для основной экспортной отрасли страны – нефтяной необходимы также иностранные технологии, опыт управления, маркетинга, подготовки кадров и так далее – и все это иностранные инвестиции.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире успехи и перспективы экономического развития каждого государства определяются, как правило, степенью его активного участия в процессе международного движения капиталов и международном разделении труда.
Модернизация российской экономики невозможна без привлечения иностранного капитала прежде всего из-за отсутствия достаточных финансовых средств. Ее тяжелое положение привело к изношенности основного капитала. В 1995 – 1997 гг. прибыльность основного капитала упала в 2,6 раза. Россия нуждается в закупках промышленного оборудования, а для основной экспортной отрасли страны – нефтяной необходимы также иностранные технологии, опыт управления, маркетинга, подготовки кадров и так далее – и все это иностранные инвестиции.
Первые попытки привлечения иностранного капитала после более чем 60 лет перерыва были сделаны в СССР в 1987 году. Несмотря на несовершенство указанных правовых актов, они имеют известное историческое значение. Тем самым в страну был допущен иностранный капитал после длительного запрета на его ввоз. 4 июля 1991 года был принят первый Закон РФ «Об иностранных инвестициях», который вплоть до 1999 года оставался основополагающим юридическим документов на этот счет .
Появление первых постановлений в 1987 году вызвало огромный резонанс со стороны иностранных инвесторов. Однако несовершенство принятых правовых актов, нерешенность важных проблем соотношения иностранных инвестиций с плановой экономикой, множество ограничений для инвесторов, чрезмерно усложненная процедура создания совместных предприятий, а также нестабильность правового регулирования оказали негативное влияние, и ожидаемого притока капиталовложений из-за рубежа не последовало.
Первостепенное влияние на инвестора оказывают государственная политика в области капиталовложений, участие данной страны в системе международных договоров и многосторонних конвенций, затрагивающих сферу капиталовложений.
Иностранный инвестор большое внимание обращает на стабильность органов государственного управления, на степень и методы их вмешательства в экономику, на эффективность работы государственного аппарата, и прежде всего на оперативность принятия решений, а также на последовательность в проведении экономической политики государства. Нестабильность, несостоятельность законодательства, недостаточно четко урегулированные положения, наличие противоречий в правовых актах сугубо негативно влияют на иностранного инвестора.
Принятый 4 июля 1991 года Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» создал более совершенную правовую базу для иностранных инвесторов. Важное значение имели гарантии, предусмотренные для иностранного инвестора. Главные из них – гарантия беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с осуществляемыми им инвестициями, гарантии от принудительного изъятия (национализации, реквизиции) его имущества, а в случае если это произойдет – гарантия выплаты ему быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
В настоящее время гарантом прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации является Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 25 июня 1999 года, в котором предусматривается обеспечение необходимых гарантий прав иностранным инвесторам: гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ, гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора и многие другие гарантии, которые будут рассмотрены в настоящей курсовой работе более подробно. Данный закон включает положения о национальном режиме и принципе не дискриминации. Имеется в виду, что сам национальный режим (т.е. те равные экономические и правовые условия, в которых действуют российские и иностранные инвесторы) должен быть радикально улучшен: кардинально должно быть изменено налогообложение, когда собираемость налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной должна быть и политика государственной поддержки, стимулирования и финансирования инвесторов.
Целью настоящей работы является исследование иностранных инвестиций в России.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ
1.1. Законодательное закрепление иностранных инвестиций в России
Если рассматривать развитие законодательства об инвестициях в ретроспективе, то представляется возможным выделить, по крайней мере, три этапа его развития:
Начальный этап развития законодательства, охватывающий промежуток с 1991 по 1996 г. Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом "бурной" приватизации государственной собственности. Для начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. Проводимая на данном этапе приватизация осуществлялась в условиях практического отсутствия инфраструктуры финансового рынка, развитого законодательства, обеспечивающего защиты прав миноритарных инвесторов (т.е. населения, в той или иной форме участвующего в приватизации, а также пытающегося сохранить накопленные сбережения путем вложения их в сомнительные предприятия типа МММ, ХОПЕР-инвест и т.п.).