Введение.
В последние годы в отечественной управленческой практике все больше внимания уделяется развитию организаций. При этом наблюдается тенденция постепенного перехода от традиционного администрирования, нередко носящего волюнтаристский и, следовательно, спекулятивный характер, к более психологизированному менеджменту. Однако и в этом варианте принимаемые руководителями решения чаще фокусируются на организационно-производственных аспектах, без учета так называемого «человеческого фактора», и деятельность даже менеджеров по работе с персоналом нередко сводится к ортодоксальным функциям начальника отдела кадров, таким как прием на работу, внутриорганизационные перемещения, увольнение и в редких случаях - участие в решении конфликтных ситуаций.
Понятие психологического консультирования.
Как отмечает Л. Тобиас (10, с. 13 - 14), основная цель психологов-консультантов - помочь сотрудникам трудиться продуктивнее. Достижение этой цели предполагает участие психолога в решении следующих частных задач:
улучшение психологического климата в организации и повыше¬ние «боевого духа» ее сотрудников;
совершенствование практики подбора кадров;
модернизация организационной структуры;
оказание поддержки служащим в развитии их способностей;
точение коллектива в единую команду;
формирование доброжелательной атмосферы на производстве;
помощь людям в преодолении стрессов;
достижение соответствия между складом человека и его работой;
устранение конфликтов;
снижение текучести кадров;
О оценка производственных программ с психологической точки зрения;
проведение разумной политики поощрения и наказания на фирме;
консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и др.