Введение.
Когда психология отделилась от философии во второй половине Х1Х, века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях. Это направление, получившее название структурной школы, основано Вильгельмом Вундтом, открывшим в 1879 году первую психологическую лабораторию в Лейпциге. В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.
Психоанализ: основные концепции и принципы.
Термин «психоанализ» имеет три значения:
1) Теория личности и психопатологии
2) Метод терапии и личностных расстройств
3) Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума
Это соединение теории с терапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностями лежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которых отражается психоаналитический подход Фрейда к личности.
Структура личности.
В упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке спрятана великая сила - бессознательное, или, как он его называл, Оно (По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи). Этой силой управляет и распределяет либидо – гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Кроме Оно, в структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальны установки (которые он назвал Сверх - Я), образующие систему социальных фильтров. То, что не пропускается через фильтры Сверх Я, загоняется, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной психических расстройств.