Введение:
Тема работы довольно актуальна, поскольку для психологии важно исследовать внутренние побудительные причины поведения человека. Проблема мотивации человека довольно хорошо освещена в работах как зарубежных, так и отечественных психологов. Мы будем опираться на работы как тех, так и других. Например, при освещении вопроса о мотивации будет приведена точка зрения А.Маслоу, а при раскрытии вопроса о смыслообразовании упор будет сделан на работы нашего психолога Леонтьева А.Н.
Предмет исследования можно определить как изучение мотивации и сознания, объект – как смыслообразующую функцию мотивов.
Целью нашей работы является рассмотрение мотивов и сознания, их взаимосвязи, в т.ч. посредством смыслообразующей функции мотивов. Задачи, которые мы ставим перед собой, заключаются в том, чтобы, идя от общего к частному, достичь цели. От общего в данном случае означает, что сначала будет сформировано представление о психологическом понимании мотивов и сознания, затем выявлена смыслообразующая функция мотивов, и в последнюю очередь – приведено описание методики изучения и коррекции мотивов у школьников.
Как видно из плана работы, она по структуре представляет собой труд в двух главах, имеющий введение, заключительную часть и список привлеченной литературы. Каждая глава включает по два параграфа. В первом параграфе освещается понятие и проблематика мотивов, во втором – вопросы сознания, в первом параграфе второй главы изложено учение о смыслообразующей функции мотивов и, наконец, последний параграф содержит методические данные.
Глава 2:
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.
Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить:
• отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;
• характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу; учащиеся между собой;
• способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.
Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:
Заключение:
Как нами было установлено, мотив это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.
Мотивы неотделимы от сознания. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оцени¬вает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, кото¬рая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия.
Есть мотивы не осознаваемые, есть мотивы, которые могут быть осознаны путем своеобразной работы, мотивы, проспективно сознаваемые, которые по своему происхождению состоят в том, что они суть мотивы, которые выступают прежде в виде целей, приобретающих самостоятельную побудительную силу.
Мотивы, побуждающие деятельность, придающие ей личностный смысл; называются их смыслообразующими мотивами. Помимо объективного значения, явления для человека имеют еще и личностный смысл. И то, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности. Отсюда рождается смыслообразующая функция мотивов.