Достижения индустриальной экономики явно недо¬статочны для современного этапа динамики потребностей и по¬требления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать но¬вейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совер¬шенно новым - в количественном и качественном отношениях - уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х годах грандиозной научно-технической революции. Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной (лат. post - после) стадии производства, оз¬начающей переход к информационному обществу.
На этой высшей стадии наибольшее развитие получает тре¬тичная сфера экономики - сфера услуг, где занято 50-70% всех работников. Во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычисли¬тельной техники, что позволяет резко повысить значение ин¬формации в жизни общества, а также автоматизировать физи¬ческий и умственный труд. На предприятиях быстро повышается роль научных работников и квалифицированных специалистов. Теперь высокоэффективная экономика способна обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить реализацию запросов более высокого порядка.
• рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. Например, в России уже 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;
• новое отношение к труду, так как для высокообразованных работников характерно творческое отношение к нему и высокие требования к человеческим отношениям на работе;
• повышение внимания к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию, т.е. ограничивающему безоглядное использование природных ресурсов;
• гуманизация (социализация) экономики, в результате чего главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек («человеческий потенциал»);
• информатизация общества, вследствие чего в мире постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество);
• ренессанс малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции;
• глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм мир стал единым рынком, для многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематической операцией.
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.
2. Гильбо Е.В. Россия в постиндустриальном контексте – М.: Гардарика, 2003
3. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное общество (К проблеме социальных тенденций ХХI века)// Общественные науки и современность . N 3. С. 140-152 (Май 2001)
4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М.: Дело, 1999.
5. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. М.: ФиС, 1999.
6. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М.: Инфра-М, 1997.