ВВЕДЕНИЕ.
Идея правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т.е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконными. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых разных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.
Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве, как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
В течение многих веков своего существования конструкция правового государства постепенно приобретала более формализованный, рациональный вид. К конкретно-государственными институтам прилагался совершенно определенный критерий, подразумевающий признание за индивидом общезначимых, неотчуждаемых прав. Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.
Глава 2. Гражданское общество – институт современной правовой науки.
2.1. Гражданское общество: содержание, структура, основные характеристики и признаки.
Анализ исторических данных и приведенных сужде¬ний показывает, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив. Он охватывает десят¬ки столетий, начинаясь с возникновения элементов гражданского общества в античном мире (Афины, Рим), охватывает такие «очаги» средневековья, как вольные города Любек, Новгород, и идет до развитых обществен¬ных систем Европы и Америки в Новое время. Станов¬ление гражданского общества зависит от степени разви¬тости экономических и правовых отношений, реальнос¬ти личной и экономической свободы индивидов, дейст¬венности механизма общественного контроля за госу¬дарственно-властными структурами. Качества граждан¬ского общества заложены в любой обществе
Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточ¬ном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состо¬янии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере общественного строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической правовой государственности получают развитие и становятся преобладающими.
Современное понимание гражданского общества пред¬полагает наличие у него комплекса существенных при¬знаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» соци¬ального организма и необходимые направления его самосовершенствования.
Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.
Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года – М : 1995
2.Агешин А.Ю.Политика.Право.Мораль.М.,1982.
3.Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М., 1961.
4.Алексеев С.С. Правовое государство – судьба социализма. М., 1989.
5.Венгеров А.Б. Теория государства и права- 3-е изд. М.,Юриспруденция, 1999
6.Гегель. Философия права. М., 1990.
7.Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1948.
8.Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1990.
9.Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
10.Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.
11.Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1904.
12.Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1962.
13.Каутский К. Материалистическое понимание истории. М., 1931. Т.2.
14.Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. М., 1908. С.4.
15.Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1908.
16.Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1902.
17.Краткий философский словарь. М., 1941.
18.Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.
19.Лазарев А.Г.Теория государства и права.М.,2001.
20.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд.
21.Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977.
22.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
23.Муромцев Г. И. Источники права.//Правоведение,1992 №2
24.Новгородцев П.И.Введенире в философию права. СПб.,Лань , 2000
25.Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971.
26.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
27.Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907.
28.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995.
29.Хвостов В.М. Общая теория права. М.,1914.