г) форма общественного отношения, которая оказывается для его содержания отнюдь не просто «крышкой», но формирует его, упорядочивает, то есть устанавливает определенный порядок раз¬вертывания содержания отношения (взаимодействия).
Именно по форме можно различать и классифицировать раз¬личные виды общественных отношений. Знакомство с формой от¬ношения может усилить убежденность в том, что данный вид отно¬шений находится на стадии фактического или общественного соци¬ального отношения. Например, юридические отношения, с точки зрения их формы, имеют ярко выраженную тенденцию к такому порядку осуществления взаимодействия (его сторонами), при кото¬ром на передний план выходят следующие ценности: предвидимость результата взаимодействия, предсказуемость поведения сто¬рон такого отношения, равенство сторон во взаимодействии (в том смысле, что ни одна из них не должна в одностороннем порядке определять (навязывать) поведение другой); именно форма такого отношения обеспечивает возможность в последующем доказывать нарушение одной стороной порядка взаимодействия и др.
Итак, общественное отношение – это способ стабилизации и универсализации ценных, значимых для людей, общества, государ¬ства моделей (типов) взаимодействия, способных привести к пред¬полагаемым результатам. Признаком именно социальных (общест¬венных) отношений можно считать и то, что они устанавливаются и реализуются в ходе взаимодействия (или противодействия) сторон. В общественном отношении люди, то есть его стороны, нуждаются друг в друге, зависят друг от друга и добиться желаемого, или того, в чем они заинтересованы, они могут, только опираясь на взаимное содействие. При этом нередко одна из сторон осознает себя в каче¬стве «самости», только «вглядываясь» в другую сторону как в себя (видя себя в ней как в зеркале). Общественное отношение в самом себе содержит возможность контроля за поведением сторон. В том смысле, что каждая из сторон такого отношения контролирует по¬ведение второй стороны и в соответствии с этим корректирует свое поведение. Нередко в этом ей помогает норматив, который содер¬жит основной алгоритм поведения в рамках общественного отноше¬ния, ведущий к достижению желаемой цели.
Судьба общего понятия правового отношения в отечественном правоведении, как, впрочем, и многих других центральных поня¬тий, сложилась неудачно. В первую очередь потому, что оказалась поставленной в зависимость от господствовавших в то время в фи¬лософии представлений по поводу общественных отношений. А так¬же от традиционных взглядов на понятие юридической нормы, ут¬вердившихся в нашей науке начиная с 30-х гг. Упомянутая зависи¬мость привела в конце концов к тому, что на правовое отношение постепенно стали переносить признаки то общественного отноше¬ния, то юридической нормы. В результате правовое отношение «об¬росло» несвойственными ему чертами, от которых освободить его совсем не просто.
Правовые отношения неотделимы от людей – сторон таких отношений, в первую очередь от их намерений, интересов. Здесь важно видеть, что само возникновение правового отношения, его качество, результативность могут в значительной, нередко в ре¬шающей степени, зависеть от поведения его сторон – людей, дви¬жимых определенными потребностями, преследующих те или иные цели.
Классификацию фактов на позитивные и негативные не сле¬дует смешивать с их делением на правопорождающие и правопрепятствующие. Это деление раскрывает функции юридических фак¬тов в фактическом составе. Правопорождающие факты – такие обстоятельства, которые необходимы для наступления правовых последствий. Правопрепятствующие факты, напротив, тормозят развитие фактического состава, препятствуют наступлению право¬вых последствий. Между правопорождающими и правопрепятствующими фактами нет непроходимой границы. Отсутствие правопорождающего факта имеет правопрепятствующее значение (фак¬тический состав вынужден «дожидаться» появления необходимого факта). Напротив, отсутствие правопрепятствующего факта – не¬обходимое условие для наступления правовых последствий.
Рассматриваемые классификации юридических фактов следует отграничить также от деления их на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. В основе этих классификаций ле¬жат разные критерии. Юридические факты делятся на правопоро¬ждающие и правопрепятствующие по их функции внутри факти¬ческого состава. Факты и составы могут быть правообразующими, правоизменяющими, правопрекращающими в зависимости от правовых последствий, которые они порождают как целое. Та¬ким образом, первая классификация не заменяет и не подменяет вторую.
Не лишено практического значения также разграничение юри¬дических фактов на главные и подчиненные. Главный факт наибо¬лее полно отражает существо регулируемой ситуации. Все другие факты имеют уточняющее значение, конкретизируют юридически значимые детали. Например, главными фактами для назначения пенсии по старости являются возраст и стаж работы. Все иные фактические обстоятельства носят характер подчиненных. При на¬личии главного факта законодательство допускает в отдельных слу¬чаях досрочное (опережающее) наступление правовых послед¬ствий.
от 25 декабря 1993 года.
2. Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. Ростов-н/Д., 1996.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
4. Гревцов Ю.И. Проблемы теории правоотношения. Л., 1981.
5. Данилин В.И., Реутов С.И. Юридические факты в советском семейном праве. Свердловск, 1989.
6. Иса¬ков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.
7. Кечекъян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.
8. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958.
9. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк М., 1992.
10. Матузов Н.И. Активная жизненная позиция и право // Советское госу¬дарство и право. 1984. № 3. С. 44-48.
11. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М.1992.
12. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1996.
13. Общественные отношения. Вопросы теории. М., 1981.
14. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова., 1996.
15. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 3. М., 1957.
16. Тарасова В.А Юридические факты в области социального обеспечения. М., 1974.
17. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. проф. М.Н.Марченко. М. 1995.