Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей.
Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар, сырье, комплектующие для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях не связанных с личным использованием. Отношения продавца и покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки. [19]
Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и прочее. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением Важнейшим документом 3-го уровня является приказ Мин¬фина России от 31 октября 2000 г. № 94н, утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель¬ности организаций и Инструкцию по его применению. В соответствии с Планом счетов бух¬галтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных опе¬раций осуществляется способом двойной записи.
Методические рекомендации других министерств и ве¬домств устанавливают отраслевые особенности ведения бухгал¬терского учета.
Так, Комитетом РФ по торговле утверждены:
- Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и фи¬нансовых результатов на предприятиях торговли и обществен¬ного питания (письмо от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2). Они определяют единую учетную номенклатуру статей издержек обращения и производства для предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания, а также порядок формирования финансовых результатов;
18. Агафонова М.Н. «Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле». Москва, «Бератор» 2003 год.
19. Акчурина Е.В. «Бухгалтерский учет на предприятиях оптовой торговли». Москва, «Ось-89» 2003 год.
20. Борисенко Т.Н. «Учет в оптовой торговле». Москва, «Налоговый вестник» 2002 год.
21. Касьянова Г.Ю «Расходы: бухгалтерский и налоговый учет». Москва, «Информцентр XXI века» 2004 год.
22. Касьянова Г.Ю. «Торговая наценка». Журнал «Налоговый вестник» № 8 2003 год.
23. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет». Учебное пособие. Москва, «ИНФРА-М» 2002 г.
24. Николаева Г.А., Сергеева Т.С. «Бухгалтерский учет в оптовой торговле». Москва, «Приор» 2002 год.
25. Патров В.В. «Документальное оформление движения товаров». Журнал «Бухгалтерский учет» № 8 2003 год.
26. Рубинова Н.И. «Состав и учет затрат в торговле». Москва, «Экзамен» 2002 год.
27. Середа К.Н. «Бухгалтерский учет в торговле». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003 год.
28. Тетьман В.Т. «Финансовый учет». Москва, «Финансы и статистика» 2002 год.