ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Кризисный возраст 12-13, 15-16 лет всегда в воспитании был “трудным” и для самих детей, и для их родителей. Но при стабильном, благоприятном развитии общества, устоявшейся нравственности в обществе, наличии семейных традиций это лишь “трудный возраст”, но не целая армия “трудных подростков”.
В России конца ХХ - начала XXI века проблема “трудных подростков” углубилась и приняла целый ряд отягчающих оттенков, таких как токсикомания, наркомания, детская проституция. В условиях демократических свобод (многопартийность, само¬управление, свобода слова) подростки не могут сделать правиль¬ный выбор, если им не привиты правила культурного поведения, если у них отсутствуют нравственные ориентиры.
Практика отчисления из школы и сокращение приема в ПТУ привела к тому, что в 14 лет подросток оказался не у дел, так как по КЗОТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет.
В 90-е гг. преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебных заведений, которые раньше считались бла¬гополучными (школы, техникумы, вузы). Растет число тяжких преступлений, совершаемых подростками.
К социальным составляющим следует прибавить и издержки педагогической некомпетентности или непрофессионализма. Во многих школах велико число работающих пенсионеров (до 40% от учительского коллектива), которые часто отстают от современных требований. Ещё часть учителей относится к работе формально, без души, другая часть недостаточно опытная, или сильно загруженная работой на две ставки. Школа нередко устраняется от воспитательной работы, в школе не организуются кружки и секции для детей; падает престиж знаний, а те знания, которые дает школа, редко применимы в практике жизни.
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
В связи с заметным ослаблением в настоящее время воспитательной функции семьи, образовательное учреждение становится чуть ли не единственным институтом социализации личности. Поэтому в образовательном учреждении сегодня обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленных на предупреждение и ограничение распространения причин школьной дезадаптации.
Обостре¬ние социальной жизни, ломка привычных социальных стереотипов, расслоение общества вызвали к жизни социального педагога в системе образования. Основная цель социального педагога в его профессиональной деятельности — защита социальных прав и интересов личности ре¬бенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василькова Ю.В., Васикова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Академия, 2000. - 440с.
2. Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. - Мн.: Нар. Асвета, 1989. - 128с.
3. Гребенкина Л.К., Жокина Н.В. Основы социальной педагогики // Классный руководитель - 1998. - №6. - с.2-27.
4. Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии - 1999. - №4. - с.45-48.
5. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников. - 2000. - №7. - с.22-25
6. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. - 2000. - №8. - с.37-39.
7. Камалина Л. Комплекс социальной помощи детям и подросткам //Воспитание школьников - 1998. - №1. - с.15-17.
8. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М. Просвещение, 1989. - 254с.
9. Личко А.Е. Эти трудные подростки. Записки психиатра. - Л: Лениздат, 1983.
10. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ Под ред. Л.А. Регуш. - СПб: Изд. РГПУ, 2001. - 191с.
11. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. - М. Моск. Психолого-соц. Институт: Флинта, 1999. - 72с.
12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.
13. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания //Воспитание школьников. - 2002. - №7. - с.44-47.
14. Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред Г.Г. Аркелова. - М.: Высшая школа, 1990