Введение
Самосознание – одна из важнейших составляющих человеческой психики. Ведь по большому счету человеку приходится прежде всего общаться с самим собой и только потом с окружающими. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Тогда встает вопрос о корректировке его со стороны опытных психологов.
Последние события нам показывают, насколько кошмарным может быть самосознание человека. И вот эти террористы ведь когда то тоже были подростками, т.е. людьми у которых самосознание только формируется, почему же оно сформировалось таким образом, что человек не ценит ни свою собственную жизнь, ни жизни других людей, что элементарные понятия о высшей ценности жизни ребенка оказались размыты псевдорелигиозным, а скорей всего, наркотическим фанатизмом. Там большинство российских граждан было, людей, которые учились в наших школах, задача которых – воспитание нормальных граждан, а не отморозков. Все это возлагает на педагогов и психологов огромную ответственность по формированию адекватного современному цивилизованному обществу самосознанию детей и одновременно это объясняет актуальность темы.
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, В.В.Столина, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.
Глава 2. Развитие самосознания подростков.
2.1 Развитие самосознания подростков.
Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то подростковый возраст издавна считается эпохой скачка, "второго рождения", возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного "Я".
Это мнение требует, однако, некоторого уточнения и конкретизации. В свете новейших лонгитюдных исследований стало очевидно, во-первых, что далеко не все свойства личности и ее самосознания существенно меняются в переходном возрасте; во-вторых, что даже глубокие качественные сдвиги не обязательно протекают конфликтно и бурно и что зависит это не только от социальных условий, но и от индивидуально-типологических особенностей. Например, среди американских юношей, обследованных супругами Оффер с 14 до 22 лет и принадлежавших к одной и той же социальной среде, 23% пережили этот возраст спокойно и ровно, без каких-либо резких изменений или кризисов, 35% повзрослели бурно, но психологически безболезненно, 21% пережили классический период "бури и натиска" с тяжелыми внутренними и внешними конфликтами, а остальных (21%) не удалось классифицировать ввиду недостаточной определенности их личностных качеств.
Теоретически убедительные положения Л.С.Выготского о ключевой роли самосознания в переходном возрасте, к сожалению, пока еще недостаточно подкреплены данными отечественных эмпирических исследований. Что же касается зарубежных исследований подросткового и юношеского "Я", то их центральным пунктом является нормативный кризис переходного возраста, который Э.Эриксон назвал "кризисом идентичности". Но насколько всеобщи симптомы и стадии этого кризиса, ярко, но недостаточно аналитично описанного Эриксоном? Чтобы преодолеть этот недостаток, канадский психолог Д.Марша в 1966 г. подразделил "кризис идентичности" на четыре уровня (статуса), формы или варианта: "диффузную идентичность", "предрешенность", "мораторий" и "зрелую идентичность", которые зависят от степени профессионального и идеологического самоопределения молодого человека.
Библиография
1. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984;
2. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: М., 1985
3. Бахур В.Т. Это неповторимое “Я”. М.,1982;
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986;
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.,1968;
6. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4;
7.Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3;
8. Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982;
9. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996;
10. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии, 1992, № 1-2;
11. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984;
12. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987;
13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994;
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989;
15.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.М.,1989.
16. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.
17. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.
18. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.- В кн. Проблемы сознания. М.,1968.
19. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.
20. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.