Введение
Институт судебных доказательств и судебного доказывания, явля-ясь неотъемлемой частью гражданского процессуального законодательства России, играет особо существенную роль в решении задач, стоящих перед гражданским судопроизвод¬ством, к которым относится защита нарушен-ных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов гра-ждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов, укрепление законности, предупреждение граж-данских пра¬вонарушений, воспитание граждан. Данный институт во мно-гом опреде¬ляет состояние гражданско-правовой практики.
Отсутствие в теории гражданского процессуального права яснос¬ти по целому ряду вопросов о сущности, процессуальном значении и особен-ностях доказательств в целом, а также отдельных его видов является одной из тех причин, которые нередко приводят к недоста¬точной исследованно-сти фактических обстоятельств, что ведет к не¬правильному разрешению гражданских дел.
Для плодотворного исследования какого-либо вида судебных до¬казательств необходимо иметь правильные исходные познания в вопро¬сах о сущности доказательств и предмете доказывания.
2. Свидетельские показания как средство доказывания в Российском гражданском процессе
Свидетель — юридически незаинтересованный участник судопро-из¬водства, знающий факты рассматриваемого дела, о которых обязан дать показания в судебном заседании .
В современном гражданском процессе свидетелями могут быть лю-бые граждане, способные правильно воспринимать обстоятельства дейст-вительности, имеющие отношение к разбираемому гражданскому делу, т.е. обладающие гражданской процессуальной правоспособнос¬тью . При этом не имеют значения род¬ство, особые отношения (дружба, любовь, вражда, ненависть) свидете¬ля с одной или обеими сторонами, судьей, заседателя-ми, секретарем судебного заседания, прокурором, а также возраст лица, дающего пока¬зания. Закон исходит из того, что суд в ходе исследования доказа¬тельств в состоянии правильно их оценить.
Поскольку свидетель является носителем фактической информа¬ции, то гражданин как свидетель должен обладать способностью пра¬вильно воспринимать и воспроизводить события материального мира. Поэтому возникновение у гражданина свидетельской правоспособ¬ности не ставится законом в жесткую зависимость от возраста или состояния здоровья носи-теля информации. Это означает, что в качестве свидетелей могут высту-пать дети, а также граждане, имеющие фи¬зические (например, глухота, немота, плохое зрение или слепота) и психические недостатки. Закон не запрещает суду использовать сви¬детельские показания детей с учетом их способности адекватно вос¬принимать и воспроизводить информацию об обстоятельствах дела при условии соблюдения установленного процессу-альным законом порядка, гарантирующего как права и законные интересы несовер¬шеннолетнего свидетеля, так и интересы правосудия.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ. М., 1993.
2. ГПК РФ от 14.11.2002 г. №138-ФЗ в ред. от 27.12.2005 г. М., 2006.
3. Викут М.А. Гражданский процесс России. М., 1999.
4. Гражданский процесс. Учебник /Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003.
5. Коваленко А.Г. Формирование предмета доказывания в гражданском судопроизводстве //Вестник СГАП. 1996. №1.
6. Комментарий к ГПК РФ (постатейный) / Под ред. П.В. Крашенинни-кова. М., 2003.
7. Курылев С.В. Основы теории доказывания в советском правосудии. Минск, 1969.
8. Молчанов В. В. Собирание доказательств в гражданском процессе. М., 1991
9. Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. М., 2003.
10. Решетникова И.В. Доказательственное право в российском граждан-ском процессе. Екатеринбург, 1997.
11. Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 1997.
12. Треушников М.К. Относимость и допустимость доказательств в граж-данском процессе. М., 1981.
13. Фокина М.А. Свидетельские показания и состязательном граждан-ском судо¬производстве. Саратов.1996.
14. Ширинский С. Самоотвод и отвод свидетеля // РЮ. 2001. №2.