Введение.
Право отражает реальную действительность, при этом само, способом обратной связи зависит от неё. Не является исключением из данного правила и уголовное законодательство. Право должно соответствовать реальной действительности, а она подводит к тому, что на сегодняшний день существует ничем не контролируемый произвол организаций, в первую очередь в экономической сфере. Окружающая среда вообще перестала быть ценностью для современных предприятий, осуществляющих погоню за сверхприбылью любым путём. В данном случае произволу юридических лиц правоохранительные органы смогут противостоять, лишь получив возможность привлечения организаций в рамках уголовного судопроизводства.
В нашей стране предложения введения уголовной ответственности юридических лиц высказываются лишь с начала девяностых годов; несмотря на десятилетний период исследования данного вопроса российскими учёнными правоведами данная проблема явилась темой исследования лишь нескольких работ, причём посвящённых, в первую очередь, заострению интереса к вопросу, а не серьёзной разработке последнего.
Ввиду того, что данная тема представляется нам интересной, востребованной реальной действительностью (с учётом положения современного российского законодательства данная тема в первую очередь перспективна, так как направлена не на изучение уже имеющихся правовых образований, а на теоретическое осмысление инноваций в области права), при отсутствии фундаментальных исследований данного вопроса представляется возможным выдвинуть данное исследование в качестве дипломной работы.
2.2 Уголовная ответственность юридических лиц за участие в экстремистской деятельности.
События, происшедшие 11 сентября 2001 года доказали всему миру необходимость усиления борьбы с террористической и экстремистской деятельностью, в том числе и путём законодательного регулирования подобного общественного явления. Помимо события 11 сентября, которое можно отнести к событиям мирового масштаба, можно привести в качестве примера такие, общероссийские трагедии, как взрывы в Москве, Волгодонске, Каспийске; захват заложников в Будёновске, в "Норд-Осте" в Москве. Результатом нормативного регулирования данной проблемы в Российской Федерации стало появление ряда нормативно-правовых актов, посвящённых проблеме экстремистской деятельности. Подобными нормативными актами являются Федеральный закон № 114 от 25 июля 2002 года "О противодействии экстремистской деятельности" и федеральный закон № 112 от 25 июля 2002 года "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона " О противодействии экстремистской деятельности". В статье первой федерального закона № 114 даётся легальное понятие экстремистской деятельности; в соответствии с данной статьёй экстремистская деятельность (экстремизм):
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а
также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
Список нормативных источников и литературы.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 1994 г.
4. Федеральный закон №114-фз " О противодействии экстремистской деятельности".
5. Федеральный закон №112-фз "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона " О противодействии экстремистской деятельности".
6. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" от 5 ноября 1998 года.
7. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994г.
8. Епифанова Е. Юридическое лицо как субъект преступления // Современное право № 2 2003
9. Жевлаков Э. К вопросу об ответственности юридических лиц за совершение экологических преступлений // Уголовное право № 1 2002
10. Крылова Н. Уголовная ответственность юридических во Франции: предпосылки возникновения и основные черты // Вестник Московского Университета серия 11 право 1998 № 3
11. Наумов А. Предприятие на скамье подсудимых? // Советская юстиция № 17-18 1992
12. Никифоров А. С. Юридическое лицо как субъект преступления и уголовной ответственности. М.: Изд-во АО "Центр ЮрИнфоР" 2002 - 204 с.
13. Никифоров А. Юридическое лицо как субъект преступления // Уголовное право № 2 2000
14. Никифоров А. Юридическое лицо как субъект преступления //Государство и право № 8 2000
15. Ситковский И. Проблемы ответственности юридических лиц в уголовном законодательстве // Уголовное право № 4 2002
16. Козаченко И. Я., Незнамова З. А., Новосёлов Г. П. Уголовное право. Особенная часть М.: Изд-во Норма 2001 - 960 с.
17. Чистяков О. И. История отечественного государства и права. Часть 1 М.: Изд-во Юристъ 2001 - 430 с.