достаточно актуален.
Объект исследования – природные ресурсы Российской Федерации. Предмет исследования – право собственности на природные ресурсы.
Цель исследования – определить субъектов права собственности на природные ресурсы и особенности осуществления ими прав.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие и виды собственности на природные ресурсы по российскому законодательству;
- охарактеризовать объекты природных ресурсов как объекты собственности;
- охарактеризовать субъектов собственности и особенности осуществления ими прав;
- раскрыть принцип равного доступа к собственности на природные ресурсы;
- определить особенности права частной собственности на природные ресурсы;
- охарактеризовать разграничение прав собственности между субъектами РФ и федеральным центром.
Для написания работы использовались нормативные акты РФ, учебные пособия по экологическому праву, монографии, статьи из периодических правовых изданий.
Несмотря на то, что в настоящее время «реформирование российской экономики осуществляется на основе признания многообразия форм собственности на природные ресурсы и необходимости их включения в рыночный оборот», тем не менее «до сих пор нет четкости и ясности в вопросе о том, какие ограничения должны быть установлены и как с учетом их будут реализовываться права на природные ресурсы».
Государственная собственность, как известно, состоит из: федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (ст. 214 ГК РФ). Однако обязанность выделить федеральную собственность на природные ресурсы из государственной собственности не предусмотрена Конституцией. Тем не менее, некоторыми законами федеральная собственность уже выделена. ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» № 101-ФЗ от 17 июля 2001 г. классифициовал, какие земли могут находится в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также регламентировал порядок разграничения государственной собственности на землю.
Водный кодекс РФ в ст. 36, например, предусмотрел, что в собственности субъектов РФ «могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесены к федеральной собственности» (ст. 37).
18. Павлов П. Ограничения прав на природные ресурсы. // Российская юстиция, № 8, 1999.
19. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995.
20. Поздняков А.В. Динамическое равновесие природы и организация общества устойчивого развития // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего развития. - Новосибирск, 1994.
21. Поздняков А.В. О равенстве прав на природные ресурсы // Хозяйство и право, №4, 2001
22. Савин В.А. Что делать, если регионы взяли на себя слишком много "суверенитета"? // Менеджмент в России и за рубежом, №6, 2000
23. Самохвалов А.Ф. Федерализм и природопользование: правовые, экономические и организационные основы. // Федерализм, № 4, 1997.
24. Тидеман Н. Частное владение как альтернатива аренде и частной собственности на землю // Аграрная наука, № 2, 1993.