Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей на-стоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точно-сти данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользо-вателю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном поло-жении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обосно-ванные решения.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансо-вой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законода-тельством Российской Федерации уполномоченными органами государствен-ной власти.
Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою дея-тельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные ауди-торы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Целью настоящего реферата является изучения правовых основ аудитор-ской деятельности в Российской Федерации.
1. Понятие аудита и государственное регулирование аудиторской деятельности
Возникновение аудиторской деятельности в Западной Европе относится к XIX веку. Наибольшее распространение она получила в ХХ веке, а в России - в последние 10 лет.
При формировании аудиторской службы необходимо помнить, что спе-циалисты должны обладать соответственными качествами: честность, непод-купность, профессиональная подготовка.
На сегодня аудиторская деятельность может осуществляться как предпри-нимателями, так и фирмами. За рубежом же все сферы поделены между ауди-торскими компаниями.
В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется по не-скольким направлениям:
аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Датой получения аудиторской организацией или индивидуаль-ным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считает-ся дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответст-вующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществление аудиторской дея-тельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором без по-лучения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным зако-ном. Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подле-жащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его про-ведению, влекут взыскание штрафа с организации и индивидуального предпри-нимателя в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, уста-новленного федеральным законом.