Курсовая теория по теме: Конкуренция и ее виды.Совершенная и несовершенная

Название работы: Конкуренция и ее виды.Совершенная и несовершенная

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Маркетинг

Страниц:

32 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4

1. КОНКУРЕНЦИЯ. ЕЕ СУЩНОСТЬ......................................................... 7

1.1. Понятие конкуренции, ее роль в экономике......................................... 7

1.2. Виды конкуренции.................................................................................... 9

1.3. Методы конкуренции............................................................................... 11

2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ...................................................... 16

2.1. Характерные черты совершенной конкуренции................................ 16

2.2. Особенности рынка совершенной конкуренции................................... 17

2.3. Эффективность совершенной конкуренции........................................... 19

3. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.................................................. 22

3.1. Олигополия................................................................................................ 22

3.2. Монополия................................................................................................. 23

3.3. Монополия и общество............................................................................ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................... 33

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. 35

Выдержка:

Одной из главных особенностей рынка и ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции или конкурентной рыночной системы. Существует множество определений конкуренции и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». В действительности, конкуренция – это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке.

Благодаря конкуренции, выделяется общественная необходимость в данном виде товара, дается его оценка, устанавливается единый уровень цен. Конкуренция обязывает производителей подчиняться экономическим законам рынка. В конкуренции усматривается, как главная сущность, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Профессиональные экономисты придают понятию конкуренции на рынке поистине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно. Кроме того, исторический процесс показывает, что для рыночной экономики с течением времени характерна концентрация производства, поэтому мы просто не можем обойти своим вниманием понятия монополии и олигополии, совершенной и несовершенной конкуренции, которые существуют на рынке на протяжении длительного периода, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Во многих отраслях обрабатывающей, добывающей промышленности, а также оптовой торговле господствуют несколько фирм, то такие отрасли называются олигополиями.

Для олигополии характерны три признака:

• в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной

• кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действует правило свободной конкуренции

• в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция. .14,с. 327

Современная теория подразделяет олигополию на следующие виды:

Олигополию первого вида, когда несколько крупных фирм, производит почти идентичные товары;

Олигополий второго вида, когда несколько крупных фирм производят дифференцированные товары.

При олигополии цены и количество продукции могут изменяться не только в результате изменения объективных условий, таких как спрос и предложение, но под воздействием чисто субъективных оценок человеческого характера, таких как упрямство, терпение, лояльность.

Фирмы при олигополии сталкиваются с ограничениями затратной прямой и условий спроса, а также действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен и объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит от потребителей, равно, как и от реакции конкурентов – участников данного рынка. 15, с. 219

Среди множества моделей поведения олигополии первого вида на рынке наибольший интерес представляют тайный олигополистический сговор и доминирующая фирма – олигополия. В первом случае фирмы - олигополии могут тайно договориться о единой высокой цене – в результате рыночная цена и количество реализуемой олигополистами продукции будут соответствовать ситуации единственного монополиста. Поведение доминирующей фирмы - олигополии (обладает 60 – 80% долей отраслевого рынка), например, компьютерный гигант “Ай-Би-Эм”, близко к поведению единственного монополиста. Доминирующая фирма обычно следует практике “лидерства в ценах”, поскольку ее цена (близкая к монопольной) служит ориентиром для мелких фирм отрасли. 15, с. 596

14. Камаев В.Д. Экономическая теория. М: «ВЛАДОС», 2004. – 592 с.

15. Автономов В.С., Алешина И.В., Аникин А.В. 50 лекций по микроэкономике. В 2 томах. М.:Экономическая школа, 2004. – 1392 с.

16. Макконнелл, Кэмпбелл Р. , Брю, Стэнли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с 13 англ. изд.-М.:ИНФРА, 2003.-486с.

17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., исп. И доп. – М: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2001. – 304 с.

18. Корнейчук Б.В. Экономика. М.: Экономистъ, 2004. – 458 с.

19. Гальперин В. М. Микроэкономика. Учебник для вузов в 2-х т. – Спб, Экон. шк., 2004 – 349 с.

20. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - 2-е изд., испр., доп. - М.:Дело, 2002. - 472 с.

21. Котлер Ф. Основы маркетинга. 9-е изд. М.: Вильямс, 2003. – 1200 с.

22. Иохин В.Я.Экономическая теория: учебник М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005 – 861 стр.

23. Райзберг Б.А. Основы бизнеса. М.: ИНФРА, 2003. – 407 с.

24. Еременко В. Теоретические аспекты российского конкурентного права. // Государство и право. – 2002 – №2 – с. 28-35.

25. Вельфен П. Основы экономической политики. С.-Петербург, ДБ, 2002 г. – 450 с.

Похожие работы на данную тему