Управленческий (производственный) учет представляет собой процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия, используемой для планирования, управления и контроля. Его предназначение - обеспечить информацией руководителей различных уровней внутрифирменного управления, ответственных за достижение конкретных производственных целей. Важнейшей функцией управленческого учета является обоснование процесса принятия управленческих решений. С этой целью исследуются все факторы, влияющие на экономику и управление, организацию и технологию производства, позволяющие сделать затраты эффективными и реально управлять ими.
В соответствии с международными стандартами информация управленческого учета может быть представлена как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, в ней допустимы приблизительные и примерные оценки, в частности при разработке планов на будущее. Подробные, детализированные отчеты в управленческом учете могут составляться ежемесячно, а по отдельным видам деятельности - еженедельно, ежедневно, а в некоторых случаях - немедленно. Такие отчеты предназначены для использования их внутри предприятия, а не для широкой общественности, поэтому их составление не обязательно должно соответствовать общепринятым принципам учета.
В странах с развитой рыночной экономикой организация управленческого учета включает в себя следующие три основные системы:
1) учет по полной себестоимости;
2) учет по центрам ответственности;
В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое влияние уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определить критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков.
Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени.
Для определения критической точки используют методы уравнения, маржинального дохода, графический.
Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле :
Выручка от реализации – Переменные затраты за тот же объем реализации – Постоянные затраты в общей сумме = Чистая прибыль от реализации продукции.
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
Чистая прибыль от реализации продукции = (Количество единиц Цена единицы продукции) – (Количество единиц Переменные расходы на единицу) – Постоянные затраты в общей сумме .
Рассчитаем для нашего предприятия точку безубыточности для одного изделия (пластиковая панель). Его продажная цена 67 руб. за штуку. Пусть х - количество единиц товара.
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000
2. Карпова Т.П. Управленческий учет, М. : Аудит, 1998
3. Нормы расхода топлива и ГСМ-М.: «ПРИОР», 1996
4. Хонгрен Ч.Т. , Фостер Дж. Бухгалтерский учет : управленческий аспект, М. : Финансы и статистика, 1995
5. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия, М. : ЮНИ-ГЛОБ, 1995