Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. В настоящее время экономика России все еще находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот сложный процесс реализуется в определенном времени и требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны. Однако в Тюменской области инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. Здесь инвестиционный спад принял более мягкие формы и сосчитается с относительной инвестиционной активностью сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт.
В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы не смеют вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема Четкая организация строительного производства, централизованное обеспечение капитальными вложениями, ресурсами, работа привлеченных организаций, позволили области выйти в 1985-90 г.г. на освоение капитальных вложений в объеме 32 млрд. руб., вводу жилья 2,9 млн. кв. м общей площади, общеобразовательных школ на 26 тыс. ученических мест, дошкольных учреждений 21,3 тыс. мест, больниц на 1,1 тыс. коек, поликлинических учреждений на 4 тыс. посещений в смену.
Строителями были созданы значительные мощности по добыче и переработке нефти и газа, транспорта, энергетике, обустройству месторождений. На карте области появились новые современные города: Новый Уренгой, Нижневартовск, Ноябрьск, Муравленково, Надым, Пыть-Ях, Губкинский, много рабочих поселков.
Несмотря на серьезные трудности, вызванные снижением инвестиционной активности, задержками в финансировании и неплатежами, в строительной отрасли все же наметились положительные тенденции в развитии строительного комплекса области. Удалось сохранить основной потенциал подрядных организаций, квалифицированные строительные кадры, численность которых составляет более 230 тыс. человек.
Практически закончилась структурная перестройка строительного комплекса в соответствии с требованиями рыночной экономики, завершена его реорганизация, демонополизация.
Вместо главных отраслевых строительных управлений созданы акционерные общества, товарищества, на плечи которых ложатся все вопросы, связанные с выполнением возрастающих объемов капитального строительства в области.
Одна из самых острых проблем – неполная востребованность мощностей подрядных организаций и предприятий стройиндустрии. Решению этой проблемы, в значительной степени, способствовало бы привлечение в строительство частного и банковского капитала, инвестиций со стороны.
Как и в предыдущие годы, область занимает одно из первых мест в стране по объемам выполняемого капитального строительства, на нее приходится свыше 15 % капиталовложений по России.
В 2000 году за счет всех источников финансирования освоено 52,8 трлн. руб., выполнено строительно-монтажных работ на 27,1 трлн. руб. в ценах 2000 года. Основная часть этих средств использована на развитие автономных округов.
В процентах к областному объему в Ханты-Мансийском округе освоено 50 %, в Ямало-Ненецком – 42 %.
Основным источником капвложений являются средства хозяйствующих субъектов и бюджеты субъектов Федерации. На долю средств федерального бюджета приходится всего 1,7 %.
На подрядном рынке области работают более 400 акционерных обществ и товариществ. Большая часть строительных организаций выполнили объем строительно-монтажных работ свыше 10 млрд. руб. каждый, из них 32 организации выполнили объем СМР более 100 млрд. рублей.
А в целом за 2000 год объем подрядных работ, выполненных собственными силами строительных организаций всех форм собственности, составил 21,2 трлн. рублей.
1. Об итогах первого инвестиционного форума Тюменской области “Инвестиции и перспективы Тюменского региона”. Постановление областной Думы №682 от 29 мая 2001г. // Вестник областной Думы, 2001, №6.
2. О порядке использования средств областного бюджета в качестве заемных средств. Закон Тюменской области от 27 ноября 2001г. // Вестник областной Думы, 2002, №2.
3. О стимулировании инвестиционной деятельности банков. Закон Тюменской области от 21 ноября 2000г. // Вестник областной Думы, 2000, №2.
4. Акопянц Т.Д. Банки и предприятия. Перспектива сотруднечества. // Налоги, инвестиции, капитал, 2002, №2.
5. Анисов Ю.Б. Инвестиции и экономические последствия. // Налоги, инвестиции, капитал; 2002, №2.
6. Арцшевский М., Райзберг Б. Проблемы структурной перестройки экономики //Экономист. М.-2004.-№1.
7. Боссерт В.Д. Инвестиционный проблемы реформируемой экономики России. //Экономика. Предпринимательство. Окружающая Среда. 2000г., №1.
8. Вижина И. Правовой фундамент инвестиций. // Финансы в Сибири, 2002, №3.
9. Витин А. Привлечение инвестиций на рынке ценных бумаг. // Вопросы экономики, 2000, №2.
10. Водянов А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в реальный сектор экономики //Управление инвестиционной и инновационной деятельностью. М.-2003.-№6.
11. Волков В. Российская экономика в 2003году.// Экономист. 2003г., №12.
12. Воронова Н.С. Проблемы государственного регулирования рынка инвестиций. // Социально экономические проблемы региона в переходный период. – Тюмень: изд-во ТГУ, 2002.-204с.
13. Горленко А. Самотлор на пороге перемен. // Сибирский посад, 2002, №39.