Плюрализм форм собственности на средства производства, появление целого анклава предприятий, не принадлежащих государству, — лишь первый шаг в этом направлении. Ликвидация планово-централизован¬ной системы хозяйства вовсе не означает, что возникла и сложилась конкурентная среда. Становление рыночной экономики в России продолжа¬ет сталкиваться с монополизмом особого рода. Этот монополизм своим рождением обязан нерыночной среде и по своему генезису принципиально отличается от монопольных отношений в условиях рыночной экономики, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы.
Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам. Все это свидетельствует о необходимости проведения активной антимонопольной политики в России, с учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой в данной области.
Таким образом, рассматриваемая в данной работе тема является весьма актуальной.
Цель работы – выявить особенности монополизма в экономике России и проанализировать проводимую в нашей стране политику антимонопольного регулирования.
Подытоживая краткий обзор зарубежного опыта, можно сде¬лать некоторые обобщающие выводы.
Во-первых, в конкретном «расщепленном» виде, пригодном для нормативно-правового регулирования, процесс монополизации имеет двойственную направленность, выражающуюся:
а) в экономическом росте хозяйствующих субъектов — уве¬личении ими производства, объемов товарооборота и т. п.;
б) в изменениях состояния рынка.
Как минимум, по обоим этим направлениям необходимо и го¬сударственное регулирование: создание нормативно-правовой ос¬новы для контроля над операциями (сделками) хозяйствующих субъектов и контроля за уровнем концентрации товаров на рынке.
Во-вторых, при осуществлении антимонопольного регули¬рования надо помнить о принципе «не навреди». Борьба с монопо¬лизмом и защита свободы конкуренции не должны вести к раз¬рыву технологических связей между предприятиями, превращать¬ся в средство деиндустриализации народного хозяйства, ослабле¬ния экономики страны. Законодательство призвано оперативно реагировать на перемены в рыночных отношениях и в зависимос¬ти от них ужесточать или либерализовать соответствующие нор¬мы- права.
В-третьих, система нормативно-правовых актов, регулиру¬ющих конкуренцию и монополию на рынке, бывает различной. Принимаются законы, отдельные по конкуренции и по монополиям (например, в Великобритании Закон о монополиях и контроле за ограничительной практикой — 1948 г. и Закон о конкуренции — 1980 г.), и один законодательный акт, но регулирующий и те, и другие общественные отношения (например, в Японии Закон про¬тив монополий — 1947 г.).
1. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
2. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сборник нормативных актов: Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции. М., 1987.
3. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). – М.: Изд – во НОРМА, 2000.
4. Курс экономики./Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Курс экономической теории./Под общ. ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Киров: Издательство «АСА», 1997.
6. Микроэкономика. Теория и российская практика./Под ред. Грязновой А. Г. и Юданова А. Ю. – М.: ИТД «КноРус», 2002.
7. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии. //Мировая экономика и международные отношения, 1994, №7.
8. Основы предпринимательства./Баранников М. М., Воробьев В. А., Кизилов А. Н. И др. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.