Введение.
Система арбитражных судов Российской Федерации пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона “Об арбитражном суде”, введенного в действие в РФ с 1 октября 1991 г.
Понятие “государственный арбитраж”, применявшееся в нашей правовой системе длительное время, не идентично принятому в иных системах права понятию “арбитраж”. Под “арбитражем” в практике других государств понимается процесс разрешения споров судами, которым стороны по соглашению передают свои правовые споры и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров, т.е. третейскими судами.
Арбитражный суд в России осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если они вытекают из отношений организаций и граждан-предпринимателей между собой, а также из отношений организаций и граждан с государственными или иными органами.
Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии.
В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.
С момента образования арбитраж существовал в двух видах - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т.д.)
Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после принятия Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража впервые определялись Законом “О государственном арбитраже в СССР”, принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.
Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР “Об арбитражном суде”. Органы государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли свои полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с законом РСФСР “об арбитражном суде”, принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.
Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого законодательства, а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования арбитражной судебной системы и ее функционирования вызвали потребность принятия нового Закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
2. Принципы арбитражного судопроизводства.
Принципами арбитражного процессуального права называют фундаментальные его положения, основополагающие правовые идеи, пронизывающие все арбитражные процессуальные нормы и институты, определяющие такое построение арбитражного процесса, который обеспечивал бы вынесение законных и обоснованных решений
В принципах арбитражного процессуального права концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению арбитражными судами экономических и иных, отнесенных к их ведению, споров.
Принципы арбитражного процессуального права выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде процессуальных норм, в которых содержатся гарантии реализации на практике общих правовых предписаний.
Арбитражный процесс имеет тенденцию сближения его процессуальной формы с гражданским процессом. Поэтому состав принципов и арбитражного и гражданского процесса аналогичен. Однако это не означает, что полностью совпадает содержание каждого принципа, их проявление в процессе защиты права и гарантии.
2.1. Принцип законности в арбитражном процессе.
Арбитражный процесс является одной из форм защиты права. Законность в деятельности арбитражных судов означает полное соответствие всех постановлений арбитражных судов и процессуальных действий судов и участников процесса, совершаемых при рассмотрении и разрешении экономических и иных споров, нормам материального и процессуального права, т.е. закону.
Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. По своему содержанию он включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) права и совершать процессуальные действия, руководствуясь законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Арбитражные суды разрешают споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
Список литературы.
1. Абова Т.Е.. Арбитражный суд в судебной системе России // Государство и право. 2000. № 9. С. 5.
2. Андреева Т. О. Подведомственность дел арбитражным судам // Хозяйство и право 1997 № 8.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ // Российская газета. 27 июля 2002.
4. Арбитражный процесс: Учебник для юридических вузов и факультетов /Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. М., 2000. С. 68.
5. Абсалямов А.В., Ярнов В.В. Применение отдельных положений законодательства об исполнительном производстве в арбитражном процессе //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. № 3. С. 84.
6. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1992. № 1. С. 84.
7. Жуйков В.М. Вопросы права, а не экономики. //ЭЖ-юрист. 2002. № 15.
8. Жилин Г. А. Вопросы разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами / Комментарии судеб¬ной практики. Выпуск 3. М., 1997.
9. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1994.
10. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Юков М.К. и др.) /Издание 2-е, дополненное и переработанное. - М.: КОНТРАКТ, 2000.
11. Федеральный Конституционный Закон “об арбитражных судах в Российской Федерации” от 5.05.1995 г. Российская газета, 16.05.1995 г.
12. Электронный источник: http://www.arbitr.ru – сайт Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.