ВВЕДЕНИЕ
Система как философское понятие - это некое целостное явле¬ние, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодей¬ствующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.
Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме зако¬номерности общественной жизни.
Право как система характеризуется следующими признаками:
Во-первых, право — это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее Регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.
Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их peryлирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.
Во-вторых, система права — это многообразное правовое я« пение, включающее неодинаковые по своему содержанию и объем структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права \ то же время подразделяется на нормы права, институты права, под¬отрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнооб¬разием общественных отношений, которые отражает и регулирует си¬стема права.
Норма права регулирует типовое общественное отношение, об¬разуя первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, — которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.
В настоящее время известно пять правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, мусульманская, обычное право Африки, право Индии.
Приступая к исследованию заданной темы, мы учитывали ее неоспоримая актуальность на сегодняшний день.
Главной целью при изучении мы ставили раскрытие сущности правовой системы России, ее основных аспектов.
Сообразно выдвинутой цели мы постарались решить ряд задач, а именно:
1. раскрытие понятия правовой системы;
2. характеристика структурных элементов правовой системы;
3. подробный анализ особенностей российской правовой системы.
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1.СИСТЕМА НОРМ ПРАВА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
В системе нормативных правовых актов и в целом в правовой системе России продолжает все более отчетливо формироваться крупный массив юридических норм и актов, закрепляющих и регулирующих разнообразные общественные связи в рамках конкретных территорий субъектов Российской Федерации. Анализ состояния и тенденций развития этого нового правового образования, определение путей его совершенствования становятся одной из важных задач отечественной юридической науки.
Субъекты правотворчества и правоприменения, занимающиеся разработкой, принятием и реализацией правовых норм и актов, в большинстве своем не имеют должного представления о системе права и системе нормативных правовых актов Российской Федерации вообще, а также о системе норм права и системе нормативных правовых актов субъекта Федерации, потому что у специалистов в области теории права и государства нет единого подхода к определению понятий системы права, системы нормативных правовых актов Российской Федерации, системы законодательства, системы подзаконных нормативных правовых актов. В юридической науке не разработаны понятия этих систем.
Правотворческие органы субъекта Федерации не представляют, какую систему норм права и систему нормативных правовых актов они создают, из каких элементов эта система должна состоять, каким должен быть набор законов в каждой отдельной отрасли законодательства . Нет у законодателя и ответа на вопрос, нуждается ли субъект Российской Федерации в такой системе норм права и системе нормативных правовых актов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., НОРМА, 1999. С.77
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 1999. С.374.
3. Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000. С.9.
4. Законодательная техника: Научно-практическое пособие. М.: Городец, 2000. С.165.
5. Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под ред. А. С. Пиголкина. М., БЕК, 2000. С.524.
6. Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1995. N 1. С. 6.
7. Исаков В. Б. Законодательство субъектов РФ: объем, структура, тенденции развития // Журнал российского права. 1999. N 12. С.70-71.
8. Конституция Российской Федерации / принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. М,, Норма – Инфра – М, 1999
9. Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (основные концепции, конституционная модель, практика). М., НОВЫЙ ЮРИСТ,1999. С.92.
10. Муромцев Г. И. Международно-правовые аспекты федеральной структуры России. Право и политика современной России. М., ЮРАЙТ,1996. С.158.
11. Омельченко О.А. Основы римского права: учебное пособие. Манускрипт., 1994 г. с.6.
12. Оппенгейм Л. Международное право. Т.1, полутом 1. Пер. с 6-го англ. изд. / Под ред. и с пред. С. Б. Крылова. М., ЛИТЕРАТУРА, 1948. С. 130.
13. Потапов М.Г., Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журнал российского права, N 12, декабрь 2001 г.
14. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. В. С. Нерсесянца. М., ЮРИСТЪ, 1999. С.328.
15. Проблемы правотворчества субъектов Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. проф. А. С. Пиголкин. М.: Норма, 1998. С.4.
16. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. М., СПАРК,2001. С.501
17. Пустогаров В.В. Международная деятельность субъектов федерации // Московский журнал международного права. 1992. N 2. С. 12 – 15
18. Рекомендации Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности по вопросу "О реализации международных правовых актов в российской правовой системе" // Журнал российского права. 1999. N 3/4. С. 95-96.
19. Романова Л. Путин борется с местными суверенитетами // Независимая газета. 2000. 12 мая.
20. Российская газета. 1999. 3 авг.
21. Савицкий В. А. Проблемы обеспечения системности нормативных правовых актов муниципальных образований // Местное право. М., 2000. N 7. С.37.
22. САПП РФ. 1993. N 51. Ст.4936; СЗ РФ. 1997. N 1. Ст.119.
23. СЗ РФ. 2000. N 12. Ст.1260.
24. Современное состояние российского законодательства. "Круглый стол" журнала "Государство и право" // Государство и право. 1999. N 2. С.28
25. Суптаев М.А Обычное право в странах Восточной Африки - М. "Наука", 1984, с.15
26. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., СПАРК, 2001. С.381.
27. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юрист, 1999. С.409.
28. Теория государства и права: Учебник для ВУЗОВ. 2-Е ИЗД., ИЗМ. И ДОП. /Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра•М, 2000. С.327
29. Тиунова Л. Б. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. 1987. N 4. С.65.
30. Толстошеев В. В. Региональное экономическое право России: Учебно-практическое пособие. М.: БЕК, 1999. С.5, 19.
31. Федерализм и децентрализм / Отв. ред. А. В. Гайда, В. Н. Руденко. Екатеринбург, 1998. С.46.
32. Халфина Р.О. Договор в английском гражданском праве. М., ЮРИСТЪ, 1998.