Введение
Данная дипломная работа посвящена анализу инвестиционного климата России и проблем, связанных с привлечением иностранных инвестиций во второй половине 90-хх гг. Избранная тема весьма актуальна в настоящее время, так как среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала в реальный сектор экономики. Ранее, в условиях административно-командной экономики страна была полностью удалена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни.
Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под влиянием НТР становится все более сложным. Растет число видов и подвидов производств и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и международной кооперации производства Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах.
Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных ТНК, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и международной кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность развивать производственные связи.
Таким образом, взаимное движение капитала и образование на его базе ТНК выступают важнейшими факторами углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.
Следует подчеркнуть, что конец 90-х гг. характеризуется значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно развитых стран. И даже, несмотря на финансовый кризис, объем иностранных инвестиций в 1998 году вырос, - так утверждается в недавно опубликованном отчете Конференции ООН по торговле и развитию «Тенденции и детерминанты мировых инвестиций в 1998 году». Эксперты ЮНКТАД предполагают, что по итогам 1998 года можно говорить о цифре порядка 430-440 млрд. долларов, что на 10% выше аналогичного показателя предыдущего года. Этот рост продолжает начавшуюся в 1997 году тенденцию, когда прирост по сравнению с 1996 годом составил 19%.
Большинство инвестиций в 1998 году было сделано в экономику индустриально развитых стран Центральной и Восточной Европы и Латинской Америки. Анализ тенденций инвестирования показывает быстрое изменение ландшафта мировой экономики.
Среди основных факторов, повышающих объем инвестиций, выделяются рост числа международных слияний компаний, рост объема приватизации и большие усилия стран по привлечению иностранных инвестиций. Также рост инвестиций в 1998 году, несмотря на финансовые катаклизмы можно объяснить комплексностью этого явления, когда, кроме финансовых, в проект вкладываются и иные ресурсы, включая людские, информационные и технологические.
Либерализация международной торговли, повсеместная либерализация и приватизация в ключевых областях экономики стимулировали процессы международного слияния компаний. Этот вид прямых инвестиций составил в 1997 году 58% от их общей суммы (в 1996 году- 50%). А 90% всех покупок совершили ТНК из развивающихся стран, причем почти 60% таких покупок были совершены на суммы более 1 млрд. долларов.
Факторы, на которые потенциальные инвесторы обращают свое внимание, это в первую очередь продуманная инвестиционная политика, большие размеры внутреннего рынка страны и хорошие перспективы его развития, наличие необходимых для развития ресурсов и специалистов. Эти базовые факторы остаются важными и сейчас, но их приемлемый уровень достигнут во многих странах и их одних уже недостаточно. Среди наиболее распространенных дополнительных факторов, которые страны культивируют для привлечения новых инвестиций, упоминаются:
• ориентированная на привлечение инвестиций макроэкономическая политика, включая денежную политику, что обеспечивает стабильность внутренних цен и положительно влияет на стоимость заемного капитала;
• грамотная налоговая политика, поощряющая инвестиции;
• либеральная валютная политика, позволяющая легко обменивать выручку в национальную валюту инвестора;
• общегосударственная политика, направленная на удовлетворение нужд предпринимателей;
Во все больше либерализующемся и глобализующемся мире инвесторы ищут страны, где бы для них создали дополнительные условия для инвестиций, например современную инфраструктуру связи, отлаженные маркетинговые механизмы или даже такие неуловимые факторы, как общая культура бизнеса, отношение населения к богатству и иностранцам, известность зарубежных торговых марок. Не в последнюю очередь учитывается близость страны к крупным региональным рынкам, наличие современных научных центров. Зачастую именно эти факторы оказываются решающими для инвесторов и страны, уступающие своим конкурентам по базовым факторам, могут выиграть за счет наличия этих.
Ряд стран также поощряет развитие собственных научных кадров, что привлекает инвесторов, которые могут воспользоваться более дешевыми местными исследованиями или даже перенести в эти страны свои исследовательские центры. Кроме научных кадров, страны вкладывают значительные средства в обучение технического персонала.
Некоторые страны идут еще дальше, начиная с рекламы зарубежных инвестиций среди населения как источника национального благосостояния и заканчивая созданием наиболее благоприятных условий проживания для экспатриированного персонала, не говоря уже о повсеместной борьбе с коррупцией и протекционизмом.
Несмотря на все эти новшества, ряд факторов не удается заменить ничем. Например, наличие или близость природных ресурсов, что остается ключевым фактором при размещении инвестиций в ряде стран, в том числе и в России. Однако даже странам, располагающим этим фактором, не следует забывать, что инвесторы предпочитают вкладывать деньги только в те страны, обладающие натуральными ресурсами, которые еще и создают благоприятные условия для иностранных инвестиций.
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала.
Однако сегодня участие России в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения иностранных инвестиций России предстоит соперничать с другими странами, которые оказываются более привлекательными для инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами.
Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро: экономический кризис, резкое снижение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.
Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли- нефтедобыче и переработке нефти.
Привлечение иностранных инвестиций может способствовать росту выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важная черта этого процесса - возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.
Таким образом, иностранный капитал может не только дать дополнительные и материальные, и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.
Цель данной работы - изучение и анализ современного состояния инвестиционного климата и проблем, существующих в области привлечения иностранных инвестиций.
Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо решить ряд задач, ответить на ряд вопросов:
1. Что является составляющими инвестиционного климата?
2. Как можно охарактеризовать состояние каждой из этих составляющих в России?
3. Сильные и слабые стороны российского инвестиционного климата?
4. Каково место и значение иностранных инвестиций в экономике России в настоящее время и в перспективе?
5. Какие меры нужно предпринять, чтобы сделать экономику России более привлекательной для иностранных инвесторов?
Структура работы построена следующим образом: 1 глава посвящена анализу инвестиционного климата России, его составных частей, сильных и слабых сторон, привлекательности для иностранных инвесторов, дана характеристика поведения иностранных инвесторов в России в послекризисное время; 2 глава характеризует современное состояние, структуру и динамику иностранных инвестиций в экономике России, их роль и место в настоящее время. Также в этой главе более подробно рассматривается правовая база, регулирующая действия иностранных инвесторов, так как она является важнейшим критерием инвестиционной привлекательности страны. В этой части работы проанализированы основные нормативные акты, существующие в данной сфере и их статус в настоящее время, льготы и преференции для иностранных инвесторов. Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся законодательных актов, регулирующих вопросы раздела продукции и свободных экономических зон, так как ряд специалистов считает совершенствование этих частей инвестиционного законодательства перспективным и необходимым для привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.
В конце работы проанализированы основные меры, которые необходимо принять для совершенствования инвестиционного климата России, как в самом ближайшем будущем, так и в более длительной перспективе.
В работе использованы следующие источники:
Закон «О соглашениях о разделе продукции»
Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР»
Проект закона «О свободных экономических зонах»
Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материально производства» № 73
Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» № 1466.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»
Основным фактическим материалом послужили статьи и очерки из российских периодических изданий: «Экономика и жизнь», «Инвестиции в России», «Иностранный капитал в России», «Рынок ценных бумаг», «Эксперт», «Внешняя торговля», «Экономист», «Российский экономический журнал».
Глава 3.
РОССИЙСКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
3.1. Общая характеристика нормативно-правовых актов по привлечению иностранного капитала в РФ
Привлечение и функционирование иностранного капитала в РФ к настоящему времени регулируется довольно широким спектром нормативно-правовых документов, составляющих 3 группы:
1. Международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия. Среди них:
• Многосторонние соглашения. К примеру, Вашингтонская конвенция 1966 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, Сеульская конвенция, вступившая в силу в 1988 году, благодаря которой система государственного и частного страхования дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.
• Двусторонние соглашения о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций. По типовому проекту таких договоров в последние годы Россией были подписаны соглашения с США, Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом, Португалией.
• Подготовлены также (взамен устаревших) соглашения с Бельгией, Люксембургом, Турцией, Финляндией, Италией, а также с Норвегией, Швецией, Австрией, Кувейтом, Индией, Латвией, Эстонией, Кипром, Венгрией, Аргентиной и другими странами. Помимо этого, Россия приняла на себя все права и обязанности по подобным соглашениям, подписанным еще в бытность СССР.
• Нормативные акты, позволяющие исключить двойное налогообложение доходов и имущества. Подобные договоры, заключенные Россией отменяют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на доходы нерезидентов. Среди стран, с которыми Россия заключила такие соглашения, - Германия, США, Великобритания, Дания, Франция, Финляндия, Канада, Испания, Швейцария, Япония, Норвегия, Ирландия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Кипр и другие (всего около 50 государств).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Закон «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ М.: Право,1996;
2. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» М.: Право, 1996;
3. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» М.: Право,1996;
4. Проект закона «О свободных экономических зонах» // Экономика и жизнь. 1994, 29 мая;
5. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материально производства» № 73 М.: Законы РФ;
6. Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» № 1466. М.: Законы РФ,1993;
7. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» М.: Право, 1999;
8. Правовая база "Консультант-Плюс";
Литература:
1. Акерман Ш.Р., Савченко А.А., Цырлин С.А. «Остаются в России» // Эксперт, 1999, № 1-2. С.20;
2. Альтовский Е.В. Тенденции мировых инвестиций в 1997 году и 1998 году (обзор) // Внешняя торговля, 1999, №1. С.4;
3. Гаврилова Т. В. – «Международная экономика» - М.:«Приор», 1999;
4. Зименков Р. Свободные экономические зоны: американский опыт // Российский экономический журнал, 1998, №3, с. 78-86;
5. Иванова А.Р. Иностранный инвестор в России // Экономика и жизнь 1999, 13 марта;
6. Карманова Н.Ю. Инвестиционный климат России // Иностранный капитал в России. 1999, №4. С. 36;
7. Карпушин В.А. Соглашение о разделе продукции // Иностранный капитал в России.1999, №3. С.23;
8. Коновалов М.С. Иностранные инвестиции // Экономика и жизнь 1999, 20 февраля;
9. Костенко К.Р. Россия на мировом рынке инвестиций // Экономист, 1998, №5, С.8;
10. Кралин П.В. Инвестиционный климат России // Иностранный капитал в России. 1999, №1. С. 14;
11. Крушинин А.А. Динамика иностранных инвестиций в России // Инвестиции в России. 1998, №8. С.13;
12. Попов М.М. Инвестиции в Российскую экономику // Экономика и жизнь. 1998, 4 июля;
13. Рудашевский В.В., Львов А.М., Фурщик М.А. Вернуть иностранного инвестора не только нужно, но и можно // Инвестиции в России. 1999, №1. С. 9;
14. Савин В. Нужны ли России свободные экономические зоны? // МЭиМО, 2000, №3, с. 67-71;
15. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон // Российский экономический журнал, 1995, №11, с.34-44;
16. Симонов С.Ю. Предприятия с иностранными инвестициями // Экономика и жизнь. 1998, 26 декабря;
17. Экономические обзоры ОЭСР, 1996-1997; Российская Федерация", OECD, 1997;