ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система органи-зации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе ис-следование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ [6, с. 12]. В этих программах заложены ме-роприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формирова-нию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товаро-движения и организации сбыта, организации технического сервиса и расшире-ния ассортимента представляемых сервисных услуг.
Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Суще-ствует несколько определений маркетингового исследования. В научной же литературе наиболее часто применяется широкая трактовка термина "исследо-вание маркетинга", в соответствии с которой последние могут представлять собой как раздельные, так и комплексные исследования рынка и маркетинго-вой деятельности фирмы. Такой подход упрощает классификацию маркетинго-вых исследований, позволяет избежать терминологической путаницы при об-щении с практиками и поэтому представляется предпочтительным.
Маркетинговое исследование должно обеспечить:
надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структу-ре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечи-вающее максимально возможный контроль сферы реализации.
Объектом исследования настоящей работы является ООО «Санаторий «Металлург». Цель работы – спроектировать, провести и проанализировать комплекс мероприятий по анализу маркетинговой деятельности предприятия с учетом воздействия факторов внешнего и внутреннего окружения.
В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
общая характеристика объекта исследования;
разработка маркетингового исследования на предприятии.
2.3. Анализ конкурентного окружения
Рекреационные и оздоровительные возможности ОАО «Санаторий «Ме-таллург» позволяют осуществлять весь комплекс оздоровительных, лечебных, туристских услуг, направленных на восстановление жизнедеятельности чело-века, его полноценный отдых и восстановление здоровья.
Основная социально-экономическая ориентация, экономическое развитие ОАО «Санаторий «Металлург», в соответствии с действующими программами и инвестиционными проектами, непосредственно связана с приоритетной от-раслью социальной сферы – с санаторно-курортным и туристско-экскурсионным комплексом.
Удмуртская Республика имеет ряд предприятий санаторно-курортного комплекса, в определенной мере конкурирующих на рынке оздоровительных –услуг. Основной ресурсный потенциал данной санаторно-курортной райониро-ванной территории включает в себя 14 самостоятельных организационно-правовых структур медико-оздоровительного характера общей вместимостью на 3150 мест, предоставляющих комплекс медико-оздоровительных, лечебных и иных услуг в рамках туристских баз, отелей, санаториев, домов отдыха и пансионатов, лечебно-профилактических и медико-диагностических учрежде-ний.
Анализ внутренних факторов, содействующих или препятствующих дос-тижению поставленных перед санаторно-курортным комплексом целей, дол-жен также включать в себя как определение имеющегося туристско-рекреационного потенциала, так и установления возможностей его наиболее полного использования. В Удмуртской Республике имеется значительное ко-личество культурно-исторических, археологических памятников. Это обстоя-тельство может служить достаточно привлекательным для экскурсионного ту-ризма и для групп, отдыхающих в санаторно-курортном комплексе. Однако в настоящее время набор тематических туристских маршрутов весьма ограничен, не практикуются также и туристские походы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. М.: Финстатинформ. 2004.
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб.пособ.- М.: Фи-нансы и статистика, 2004.- 176 с.
3. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник / Под ред. А.Д.Чудновского.- М.: ЭКМОС, 2004.- 352 с.
4. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб.пособ.-М.: Ось, 2003.- 192 с.
5. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособ. – Минск: Новое знание, 2004. – 432 с.
6. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - Минск: Новое знание, 2005. – 482 с.
7. Калинкин Л.Д., Шкляев Н.Д., Жолдак В.И. и др. Маркетинговые аспекты развития туризма / Всероссийский научно-исследовательский институт фи-зической культуры. Московская государственная академия физической культуры. – 2004. - 294 с.
8. Картер Г. Реклама в туристическом бизнесе. - М.: Прогресс, 2003. – 146 с.
9. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 2004.- 496 с.
10. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник / Пер. с англ. под ред. Р.Б.Ноздревой.- М.: ЮНИТИ, 2003.- 787 с.
11. Новаторов Э.В. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. —2004. - № 3. - С. 91-97.
12. Песоцкая Е.В. Маркетинг туристских услуг. – СПб.: Нева, 2003. – 160 с.
13. Пивоварова М. Стратегии привлечения клиентов в индустрии гостеприим-ства // Маркетинг. - 2004. -№ 2. - С. 63-68
14. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Туристический маркетинг. - М.: Высшая школа, 2003. – 372 с.
15. Современный маркетинг. Под редакцией Хруцкого В.Е. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 472 с.
16. Соловьев Б.Л., Толстова Л.А. Менеджмент гостеприимства: Справ.-метод.пособ.- М.: РМАТ, 2003.- 108 с.
17. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер.с англ. Н.Н.Михайлова.- М.: ЮНИТИ, 2003.- 463 с.
18. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика. 2003.
19. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 2004.