Введение
Проблема совершенствования процесса физического воспитания учащихся является одной из первостепенных, и обусловлено это низким уровнем состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков.
Актуальность исследования определяется следующими факторами.
Одним из направлений в теории и методиках физического воспитания и спорта в нашей стране являются исследования по проблемам развития скоростных способностей. Статьи авторов Б.И. Бутенко (1989), Б.В.Валик (1999), обращают наше внимание на развитие скоростных способностей у начинающих спортсменов. Большое количество авторов предлагают ответ на вопрос как воспитывать скоростные способности (В.И Лях, 2000, М.И. Поляков и др ). Специалисты считают, что во время естественного роста и развития ребенка доиться наилучшего прироста и положительных сдвигов воспитании каждого физического качества можно, опираясь на сенситивные периоды в их развитии. (Б.А. Ашмарин, 1990; Н.В, Зимкин, 1979; В.И. Лях, 2000; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов,2000; Н.Г. Озолин, 1970; В.П. Филин, 1974 и др.). Значительное число исследователей (Б.А. Ашмарин, 1990; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000 и др.) рассматривают возраст от 6 до 11 лет как период сенситивного развития скоростных способностей. По их мнению, скоростные качества младших школьников проявляются довольно слабо, но в возрасте с 6 до 9 лет быстро формируются способности выполнять движения с максимальной частотой. Именно младший школьный возраст является периодом наиболее продуктивным в развитии скоростных способностей. Конечно, скоростные качества в большей мере заложены от рождения, но если не упустить возраст их формирования, то и скоростные способности возможно развивать до высокого уровня.
Процесс целесообразного развития двигательных качеств ребенка – важное направление физического воспитания. Задача школы – научить детей правильно пользоваться двигательными умениями и способностями, которыми они наделены от рождения. Управление движениями связано с нормированием функциональных нагрузок в двигательной деятельности. Чем лучше обучены дети, тем успешнее они развиваются физически.
Цель данного исследования: выявить специфику и обозначить основные направления развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры.
Объектом исследования мы выбрали процесс физического воспитания младших школьников; предметом - процесс развития скоростных способностей на уроке физической культуры
Достижение цели исследования потребовало, решения следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть скоростные способности как один из видов двигательных способностей;
2. Определить виды скоростных способностей, средства и методы воспитания скоростных способностей
3. Изучить методику воспитания и оценки скоростных способностей
4. Рассмотреть особенности возрастного развития младших школьников, особенности развития физических качеств;
5. Разработать методику развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального ребенка и обусловливает необходимость постоянного подкрепле¬ния расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Вместе с тем постоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей.
Список используемой литературы
1. Айриянц А.Г. Волейбол. М., «Физкультура и спорт», 1976.
2. Алипов Д.А. Влияние среднегорья Тянь-Шаня на развитие качеств силы и быстроты у спортсменов. «ТиП ФК», 1965, № 5.
3. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. – М., 1991
4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. – М., 1990
5. Блудилина М.С. Физкультура 3 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
6. Богданов Г. П. Школьникам - здоровый образ жизни. - М., 1993.
7. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. «Теория и практика физической культуры», 1998, № 4.
8. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.,1986
9. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. В книге: Легкая атлетика для юношей. М., «Физкультура и спорт», 1999.
10. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1 – 4 кл.: М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
11. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. М., «Физкультура и здоровье», 1984.
12. Гусева И.А. Исследование взаимосвязи быстроты и точности уколов у фехтовальщиков. «ТиП ФК», 1965, № 3.
13. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М., 2000.
14. Доман Г. и др. Как сделать ребенка физически совершенным. – М., 1998
15. Донской Д.Д. Движения спортсмена. ФиС, 1965.
16. Еремин Ю. Прыгать быстро! «Легкая атлетика», 1965, № 12.
17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М., «Физкультура и спорт», 1966.
18. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., 1989
19. Касимов В. Покоряя время и пространство. М., «Физкультура и спорт», 1987.
20. Концепция структуры и содержания образования в области физической культуры в 12-летней школе. - М., 2000.
21. Костецкий Е.С. и др. Физическая культура 1 – 4 класс. – М., 2001
22. Кочашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. М: Просвещение, 1993.
23. Кузнецов В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития. «Теория и практика физической культуры», 1968, № 4.
24. Макаренко Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировке юных пловцов. М., 1985.
25. Матвеев А. П., Мельников С. Н. Методика физического воспитания с основами теории. - М., 1992.
26. Матвеев А.П. Физическая культура. 1 кл.: Метод.рекомендации по основам преподавания / А.П. Матвеев, М.В. Малыхин. – М.: Дрофа, 2003.
27. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. – М., 2000.
28. Менуковский Т. Совершенствование быстроты реакции у борца. «Спорт за рубежом», 1965, № 10.
29. Методы специальной силовой подготовки спортсменов высших разрядов (под ред. В.В.Кузнецова). «Физкультура и спорт», 1967.
30. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. Учеб. Заведений. – М.: Просвещение, 1989.
31. Минимальные требования к уровню подготовленности учащихся начальной школы по физической культуре. - М., 1998.
32. Минимум содержания образования по физической культуре в начальной школе. - М., 1998.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
34. Непомнящих С.Т. Здоровый образ жизни в школе? / Здоровье. - №3 – 1990.
35. Никитин Б.П. Вот как надо учить. / Народное образование – 1964 - №1
36. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика. М., «Физкультура и спорт», 1979.
37. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М., 1973
38. Пособие для учителей физической культуры. Под ред. В.А. Погадаева. – М., 2000.
39. Примерная программа по физической культуре для начальной школы. - М., 2000.
40. Программа по физической культуре для учащихся 1 - 4 классов. - М., 2001.
41. Прокопенко В.И., Ковалевская А.К. Подвижные игры для учащихся начальной школы: Учебное пособие. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
42. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. – М., 1998
43. Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми. – М., 1987
44. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. Сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
45. Тер-Ованесян А.А. Спорт. М., «Физкультура и спорт», 1967.
46. Учебник спортсмена (сост. А.О. Романов). «Физкультура и спорт», 1964.
47. Физическая культура. 1 класс: Учебник для начальной школы. - М., 1996.
48. Филин В.П. Бег на короткие дистанции. «Физкультура и спорт», 1964.
49. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., «Физкультура и спорт», 1974.
50. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000