ВВЕДЕНИЕ
Обязательным условием эффективного функционирования экономической системы страны является государственный контроль. Одной из важнейших со-ставных частей государственного контроля, безусловно, является финансовый контроль, который включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией де-нежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государ-ственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предос-тавлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Продолжение активного проведения реформ в сфере налогообложе¬ния обусловливает ускорение процесса становления и развития науки налогового права. В условиях кардинальных изменений законодатель¬ства о налогах и сбо-рах (далее — налогового законодательства) стано¬вится очевидной необходи-мость осмысления базовых теоретических положений и принципов налогового правового регулирования. Совер¬шенствование практики правоприменения норм Налогового кодекса РФ вызывает потребность в проведении системного анализа и оценки содержащихся в нем правовых понятий и категорий.
Одной из основополагающих категорий налогового права является катего-рия «налогового контроля», определяющая основу государствен¬ного управле-ния в сфере налогообложения. Система налогового конт¬роля начала активно формироваться с начала 90-х гг. и продолжает развиваться и в настоящее время. Принятие Налогового кодекса наполнило категорию налогового контроля принципиально новым правовым со¬держанием, которое требует определенных теоретических оценок.
Необходимо признать, что при современном уровне правового регулиро-вания налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным пра-вовым институтом, всестороннее изучение ко¬торого представляет значитель-ный научный интерес. Формирование и развитие налогового контроля проис-ходит в условиях радикального изменения экономических отношений и станов-ления принципиально нового налогового законодательства, создающего основы для разра¬ботки современных теоретических моделей правовых институтов на-логового права, включая институт налогового контроля.
2. КОНТРОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
2.1. Понятие налогового контроля
В соответствии с действующим в настоящее время в Российской Федера-ции Налоговым кодексом, налоговый контроль проводится должностными ли-цами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в дру-гих формах, предусмотренных Налоговым Кодексом.
Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдени-ем законодательства о налогах и сборах. При этом таможенные органы и орга-ны государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обя-занности, предусмотренные для налоговых органов.
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных вне-бюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них мате-риалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых престу-плениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (платель-щике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конститу-ции Российской Федерации, Налогового Кодекса, федеральных законов, а так-же в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профес-сиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.)
2. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Феде-рации" (с изм. от 18 июля 2005 г.)
3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регист-рации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. 2 июля 2005 г.)
4. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
5. Приказ МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 "Об утверждении Инст-рукции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах"
6. Приказ ФНС России от 12 ноября 2004 г № САЭ-З-15/3 «О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогами с борам и установлении их предельной численности»
7. Письмо МНС России от 25 октября 2004 г. № 09-0-10/4208 «О преобразовании территориальных налоговых органов (инспекций МНС России)»
8. Аксенова И.О. Налоговый контроль за расходами физических лиц. // Законода-тельство, N 4, апрель 2005 г.
9. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 2006.
10. Андриевский И.А. Касьянова Т.А. К проверке надо быть готовым. // Гражданин и право, N 2, февраль 2006 г.
11. Бетина Т.А. Причины несовершенства налогового контроля в российской прак-тике. Концепция предпроверочного контроля на основе зарубежного опыта и специфических особенностей экономики Российской Федерации //Налоговый вестник. - N 11. - ноябрь 2004 г. – СПС «Гарант»
12. Брызгалин А. Вопросы применения ответственности за нарушения налогового законодательства и правоприменительная практика. // Хозяйство и право, 1992005, N 8.
13. Брызгалин А.В. Острые вопросы налогового контроля. - "Налоги и финансовое право", 2005 г. – СПС «Гарант»
14. Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. - 2006. - № 2. С. 67.
15. Горленко И.И. Формы проведения налогового контроля //Налоговый вестник. - N 3. - март 2005. – СПС «Гарант»
16. Иванов М.Д. Нарушение правил налогового контроля. //Бухгалтерский учет. - N 22. - ноябрь 2005 г. – СПС «Гарант»
17. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для на-логовой службы. // Налоги. - 2005. - № 2. С. 28-33.
18. Лермонтов Ю.М. Выездная проверка как форма налогового контроля. //Аудиторские ведомости. - N 2. - февраль 2006 г. – СПС «Гарант»
19. Лушников В. Налоговый контроль /ЭЖ-ЮРИСТ. - N 7. - февраль 2003 г. – СПС «Гарант»
20. Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование. // Законодательст-во", 2005, N 10.
21. Украинский Р.В. Последние изменения Налогового кодекса РФ. // Законода-тельство, 2005, N 10
22. Хритиан В.Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. - 2005. - № 3. С.29.
23. Черника Д.Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит, 2005.