Курсовая теория по теме: Роль государственных заимствований в финансировании бюджетного дефицита

Название работы: Роль государственных заимствований в финансировании бюджетного дефицита

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Внешнеэкономическая деятельность

Страниц:

44 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 5

1.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ 5

1.2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 14

1.3. ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 17

2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАИМСТВОВАНИЯ 22

2.1. ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА 22

2.2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ ПО РОССИИ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Выдержка:

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Одним из объективных факторов, затрудняющих становление и развитие современной российской системы местного самоуправления, является неразви-тость отечественной бюджетной системы и, как следствие, практическое отсут-ствие финансовой самостоятельности органов местной власти.

Государственное заимствование как относительно новый элемент финан-совой системы недостаточно освоено органами власти на местах, несмотря на активные попытки реализации местных эмиссионных проектов. Займы субфе-дерального и муниципального уровней, с одной стороны, по конституционно-правовому статусу эмитентов являются принципиально различными, но, с дру-гой стороны, по целевым назначениям, организационно-функциональным схе-мам, методическим и финансово-технологическим аспектам эмиссии и направ-лениям инвестирования заемных средств они вполне могут рассматриваться ед-ва ли не как идентичные. По ряду объективных причин, практика субфедераль-ных займов гораздо богаче, нежели - муниципальных (как в части числа и мас-штабности проектов, так и в профессионализме их подготовки и реализации).

Задачи, которые я ставлю в данной работе: это выявление сущности и по-нятия государственных займов, выявление на основе классификации различных видов займов.

2. Решение проблем государственного заимствования

2.1. Зарубежная практика

Обсуждение возможных путей решения проблемы государствен¬ного долга в мировой экономической литературе активизировалось с началом 90-х годов, после очередной волны суверенных дефолтов. Ряд предложений, таких, как "инициатива Бейкера", предусматривал про¬должение стратегии 80-х годов, то есть дальнейшее финансирование долга без какого-либо прощения или измене-ния существенных усло¬вий кредита. При разработке других вариантов, напри-мер, "плана Брэ¬ди", авторы исходили из необходимости списания большей час-ти долгов с тем, чтобы восстановить условия для нормального функционирова¬ния экономики страны-заемщика и тем самым увеличить вероятность возврата оставшейся части кредитных средств. Между этими крайни¬ми полюсами нахо-дятся различные предложения, предусматривающие корректировку отношений между заемщиком и кредитором с помо¬щью капитализации процентных плате-жей, дополнительного кредито¬вания или ослабления требований в зависимости от мировой экономи¬ческой конъюнктуры, конвертации долгов в акции пред-приятий и т.п.

Тем не менее существует не так много теоретических работ, по¬священных собственно механизмам реструктуризаций суверенных долгов в условиях фи-нансового кризиса. Внимание экономистов при¬влекают проблемы суверенного риска, рационирования кредитов на уровне государств и выбора между выпла-той долга и объявлением дефолта. В реальном мире проблема заключается в том, что страны одновременно осуществляют выплаты по старым долгам и де-лают новые заимствования. В большинстве случаев государство вынуждено прибегать к дополнительным займам только для того, чтобы выпол¬нить свои старые обязательства. Если будущие доходы страны-заем¬щика не вызывают сомнения у кредиторов, привлечение дополнитель¬ных заемных средств для об-служивания долга не будет сопряжено с какими-либо проблемами. Но у боль-шого числа стран, испытывающих трудности с обслуживанием государственно-го долга, будущие поступ¬ления слишком неопределенны, и кредиторы выделя-ют им дополни¬тельные ресурсы лишь в исключительных случаях.

Список литературы

1. Конституция РФ. // Российская газета. – 25 декабря 1993.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

4. Декларация Правительства РФ “О поддержке Внешэкономбанка в части вы-полнения им своих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов”

5. Закон РФ “О государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранны-ми государствами”

6. Постановление Правительства РФ “Об урегулировании задолженности бывшего СССР иностранным коммерческим банкам и финансовым институ-там, объединенным в Лондонский клуб кредиторов.”

7. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. N 1166 "О мерах по развитию экономического и технического сотрудничества Российской Феде-рации с зарубежными странами"

8. Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. N 76-ФЗ “О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных креди-тах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям"

9. Борисов С.М. Внешние долги России. // Деньги и кредит. - № 2. - 2004 стр.19-23.

10. Бюджетная система России: Учебник под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ, 2004. – 550 с.

11. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит. 2005. №1..

12. Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто финансовая. // Деловой мир. 20-23.06.2004

13. Костин А. Перед всем миром в ответе. // Эксперт №20 2004.

14. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное посо-бие/ руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд. ДИС, 2003. – 736 с.

15. Основы экономической теории: Курс лекций под ред. О.И. Боткина, А.С. Баскина, М.С. Ишмановой – И.: издательский дом «Удмуртский универси-тет», 2003. – 552 с.

16. Политика размещения государственного долга и поведение рынка государ-ственных облигаций: Научный доклад № 03/05 – В. Баринов, А. Первозван-ский, Т.Первозванский – РПЭИ/Фонд Евразия, 2004. – 51 с.

17. Саркисянс А.Г. Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кре-дит. – 2005. - №2. – С. 40-48.

18. Тоцкий. А. Возможности конверсии долгов. // Внешняя торговля, №2-3, 2004

19. Трофимов Г. Программа стабилизации требует от Центробанка искусных действий // Финансовые известия. 4 апреля 2004 г..

20. Хакамада И. Государственный долг: структура и управление. // Вопросы экономики, 2003, №4, С.68-70.

21. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Тео-рия и практика применения в России. Науч.-метод. пособие. М.: Финансы и статистка. 2003..

Похожие работы на данную тему