Внешнеэкономическая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономи-ческих связей.
Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государ-ство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внеш-няя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Ми-нистерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.
Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинает-ся с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организа-ций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республикан-ские и региональные организации. С конца 80-х годов начали получать право не-посредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продук-ции.
Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. “О либерализации внеш-неэкономической деятельности на территории РСФСР”. В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, без специальной регистрации.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ
ПОЛИТИКИ: ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ
Проблема рационального сочетания принципов свободной торговли и протекционизма является одной из наиболее острых и дискуссионных в теории и практике международных экономических отношений. В современном мире в условиях развития процесса глобализации мировой экономики принципы сво-бодной торговли рассматриваются как основополагающие, имея ввиду, что ис-пользование защитных мер в торговле ограничивает обмен между странами то-варами и услугами. В то же время на практике политика, основанная исключи-тельно на постулатах либерализма, не реализуется ни в одной стране мира, то-гда как протекционистские меры присутствуют в политике фактически всех го-сударств.
Экономическая теория и международный опыт позволяют сформулиро-вать ряд закономерностей, в соответствии с которыми складывается конкрет-ная внешнеэкономическая политика того или иного государства. В числе этих закономерностей можно выделить следующие, наиболее общие положения:
государственная политика в большей мере ориентирована на свободную торговлю в экономически развитых странах, достигших высокого уровня конкурентоспособности своей продукции на внешних и внутренних рын-ках;
политика ориентируется преимущественно на свободную торговлю в странах, где ввозимая продукция не конкурирует с внутренним производ-ством или является сырьем для важных отраслей;
протекционизм, как правило, используется для защиты национальных ин-тересов и экономической безопасности страны, стимулирования роста на-ционального производства и повышения его конкурентоспособности;
наиболее широко протекционистская политика применяется в странах, где осуществляются структурные и рыночные преобразования экономики или где имеют место экономическая депрессия или быстрый рост конкури-рующего импорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вардомский Л. Региональные приоритеты зарубежных стран в России. // Внешняя торговля. –2004. –№4.
2. Международные экономические отношения. Под ред. Б.П.Супруновича. –М.: “ГФА”, 2005.
3. Основы внешнеэкономических знаний. Отв. ред. И.П.Фаминский. –М.: Ме-ждународные отношения, 2004.
4. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отно-шения. –М.: Прогресс, 2004.
5. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. ред. И.П.Фаминского. –М.: “МО”, 2004.