ВВЕДЕНИЕ
Данная работа является исследованием истории европеизации Веркбунда "в первом приближении".
В работе не делается выводов об эволюции стилистики работ членов орга-низации на протяжении многих десятилетий ее развития - поскольку на данном этапе представляется, что такой единой стилистики и, соответственно, единой ее эволюции у Веркбунда, вероятно, и не было, но вопрос этот требует специ-ального изучения.
Не прослеживается в данной работе и вся история ремесленного движения в Европе в XIX веке, одним из последствий которой можно считать отчасти и создание Немецкого Веркбунда. Наконец, нами не уделяется особого внимания художественным стилям и направлениям, которые господствовали в искусстве в годы, непосредственно предшествовавшие созданию Веркбунда, отмечается лишь то новое, что внесло по сравнению с ними реформационное движение в Германии первых лет века. Причина такого ограничения в том, что, например, об искусстве модерна есть специальная литература, наша же тема мало изучена, да и связь с ним Веркбунда проблематична: многие художники Веркбунда, не-смотря на то что сами прошли в своем творчестве этап модерна, демонстратив-но противопоставляли себя представителям этого стиля.
История Веркбунда - неотъемлемая составная часть истории европейского искусства XX века. Она неразрывно связана со многими другими явлениями искусства европейских стран в прошедшем столетии.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕРКБУНДА
До 1918 года Немецким Веркбундом практически руководили три его соз-дателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих Науман, и их ближайшие друзья - Рихард Римершмид и Фриц Шумахер.
Мутезиус высказывался за первенство функции и конструкции при формо-образовании, за признание красоты функциональной промышленной продук-ции. Карл Шмидт, создавший из столярной мастерской в Дрездене Немецкие мастерские прикладного искусства, был сторонником простых, ремесленно доб-ротных форм, натурального материала и органичной конструкции. В то же вре-мя как Мутезиус прокладывал путь соответствующему времени оформлению жизненной среды, а Шмидт связывал вопросы отношения к форме и материалу с моралью и индивидуальной этической позицией, Фридрих Науман, влиятель-ный либеральный политик, сумел объединить все движение сильными нацио-нальными связями и придать ему в глазах современников всеобъемлющую идею. Мечтая о покоряющем мир, развивающемся из национальных традиций "немецком стиле", он требовал увеличения масштабов массового производства.
Руководство Веркбунда стремилось к оказанию максимального влияния на все отрасли как художественного творчества, так и производства; для этого оно прибегало к самым разнообразным формам теоретического и практического воздействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980.
2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. – М., 1983.
3. История искусства зарубежных стран. Том 2. – М.: Академия художников СССР, 1983.
4. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под. ред. Брагиной Л.М. - М.: Высшая школа, 1999.
5. Ле Гофф Ж. Цивилизация Запада. - М., 1992.
6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. - М., 1998.