Реферат по теме: Неопозитивизм и признания однонаправленной зависимости теоретического знания. К. Поппер и идея роста научного знания, принцип фальсифицируемости

Название работы: Неопозитивизм и признания однонаправленной зависимости теоретического знания. К. Поппер и идея роста научного знания, принцип фальсифицируемости

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Психология

Страниц:

17 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ПЛАН РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НЕОПОЗИТИВИЗМ 4

2. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТИ К. ПОППЕРА 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Третья историческая форма позитивизма - неопозитивизм - сложилась в 20-х годах 20 века. Неопозитивизм в своем развитии прошел несколько фаз, имел различные формы. Исторически первой формой неопозитивизма был ло-гический позитивизм, или логический эмпиризм (все остальные разновидности неопозитивизма могут рассматриваться в каком-то смысле как продукты эво-люции логического позитивизма). Основы логического позитивизма были за-ложены в трудах двух известных философов и логиков Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна.

«Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна с предисловием Б.Рассела оказал огромное влияние на представителей Венского кружка логи-ков, философов, математиков и социологов, который возник в 1923 г. в Вен-ском университете - колыбели логического позитивизма. Руководителем Вен-ского кружка являлся Мориц Шлик (1882—1936). В кружок входили Рудольф Карнап (1891—1970), О.Нейрат, Ф.Вайсман, Г.Фейгль, Ф.Кауфман, Г.Ган и др. Всех их объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего, на ос-нове данных математики, логики и физики.

Представители этого направления исходили из предпосылки, что предме-том философии не может быть не только теория бытия, но и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблема-тику, а это неизбежно приводит философское мышление в сферу "метафизиче-ских" проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследо-вания, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реально-сти, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Процесс мышления, процесс познания, по мнению логических позитивистов могут быть доступными логическому исследованию лишь в языковой форме.

Карлу Попперу принадлежит честь создания первой философской концеп-ции науки, способной в первой половине ХХ века противостоять начинавшему испытывать трудности неопозитивизму.

Поппер указывает на закономерность неудач неопозитивистской концеп-ции верификации научных предложений (любая теория, претендующая на на-учноcть, должна быть выводима из опыта). Он считает, что ученые делают от-крытия, восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единичным высказываниям, т. е. пользуясь гипотетико-дедуктивным методом. Философ исходит из влияния теории на чувственный опыт и экспериментальные ситуа-ции: человек видит и понимает мир так, как тот дан ему в его теоретических представлениях. Наблюдение уже предполагает некоторую теоретическую ус-тановку, некоторую исходную гипотезу; нельзя просто наблюдать, не имея для этого никаких предпосылок. Наблюдение всегда избирательно и целенаправ-ленно: мы исходим из определенной задачи и наблюдаем только то, что нужно для решения этой задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.: Наука, 1978. – 256 с.

2. Герасимов И. Г. Структура научного исследования. М.: Мысль, 1985. – 218 с.

3. Канке В. А. Философия. М.: Логос, 1998. – 352 с.

4. Мамчур Е. А. Проблема выбора теории. М.: Наука, 1975. – 232 с.

5. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. – 344 с.

6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

7. Ракитов А. И. Философские проблемы науки: системный подход.

М.: Мысль, 1977. – 272 с.

8. Соколов А. Н., Солонин Ю. Н. Предмет философии и обоснование

науки. СПб, Наука, 1993. – 160 с.

9. Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. – 488 с.

10. Философия и методология науки / Научн. ред. В. И. Купцов. Ч. 1. М.: SvR-Аргус,1994. – 304 с.

Похожие работы на данную тему