ВВЕДЕНИЕ
Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки экономистов, т.к. владение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенден-ции и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Цель настоящей работы – сформулировать умение реализовать статистиче-ский подход при изучении различных аспектов деятельности предприятия, раз-вить навыки самостоятельного исследования, познакомиться с составом и со-держанием статистической отчетности предприятия (как информационной ба-зы) и ее возможностями для характеристики деятельности предприятия.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответствен-ностью «АСПЭК – нефтепродукты».
Функции ООО «АСПЭК – нефтепродукты»:
участие в формировании и реализации стратегии развития нефтегазового комплекса и сферы топливоснабжения Удмуртской Республики;
организация разработки и реализации программ развития нефтегазового и топливного комплексов, рационального освоения минерально-сырьевых ресурсов (нефть, газ, уголь, торф);
подготовка предложений и заключений по размещению и строительству на территории области объектов нефтегазового комплекса.
Объект исследования статистики - общество во всем его многообразии форм и проявлений.
Предмет исследований статистики - изучение с количественной стороны (в непосредственной связи с качественным содержанием) массовых социально-экономических явлений.
Так, при изучении товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и других показателей коммерческой деятельности объектом статистического исследования является коммерческая деятельность, а предметом исследований - количественные характеристики ее развития, определение соотношения между отдельными показателями, предоставление цифровой оценки проявляющихся при этом закономерностей.
Существует три отличительные особенности предмета статистических ис-следований:
1. Статистика изучает количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.
2. Статистика изучает количественную сторону массовых явлений общест-венной жизни, т.е. совокупности состоящих из большинства чисел единиц.
3. Изучаемая статистикой совокупность процессов и явлений имеют две характерные черты:
а) Качественная однородность единиц совокупности;
b) Варьирование изучаемых признаков внутри совокупности.
Совокупности, обладающие этими чертами, называются статистическими совокупностями. А конкретные размеры и числовые соотношения этих разме-ров общественных явлений называются статистическими показателями.
Задачи статистики:
1. Всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преоб-разований экономических и социальных процессов на основе научно обосно-ванной системы показателей;
2. Обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйст-ва;
3. Выявление имеющихся резервов эффективности общественного произ-водства;
4. Своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйственных органов, а также широкой общественности.
Стохастическая связь будет проявляться отчётливее, если применить для её изучения аналитические группировки. Чтобы выявить зависимость с помо-щью этого метода, нужно произвести группировку единиц совокупности по факторному признаку и для каждой группы вычислить среднее или относи-тельное значение результативного признака. Сопоставляя затем изменения ре-зультативного признака по мере изменения факторного, можно выявить на-правление, характер и тесноту связи между ними.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусаров В.М. Теория статистики. – М.: Издательское объединение «Юнити», 2003.
2. Дружинин Н.К. Математическая статистика в экономике. – М.: Статистика, 2002.
3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. Чл.-корр. РАН И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. – М.: Статистика, 2002.
5. Экономическая статистика: Учебник / Под редакцией Ю.Н.Иванова, М.: Ин-фра, 2004.