Дипломная по теме: Гражданско-правовое положение унитарного предприятия

Название работы: Гражданско-правовое положение унитарного предприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

59 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Унитарное предприятие как особая разновидность коммерческих организаций …………………………………………………8

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение унитарного предприятия ……………………………………………………8

2. Унитарное предприятие: общие вопросы, определяющие его гражданско-правовое положение …………………………………………13

2.1. Унитарное предприятие: понятие, порядок создания, правоспособность…………………………………………………………..13

2.2. Правовой статус и виды унитарных предприятий ………………..20

Глава 2. Унитарные предприятия, осуществляющие деятельность на базе федеральной собственности ……………………………………………….25

1. Определение ведомственной принадлежности, характеристика состава федеральных государственных унитарных предприятий ……...25

2. Общие вопросы управления и контроля …………………………..27

Глава 3. Имущество федерального государственного унитарного предприятия: формирование и распоряжение …………………………...31

1. Формирование имущества ………………………………………….31

2. Распоряжение федеральной собственностью (на примере арендных отношений) …………………………………………………………………35

3. Контроль использования федерального имущества ……………...43

Глава 4. Особенности преобразования ФГУП в юридические лица иной организационно-правовой формы ………………………………………..46

Заключение …………………………………………………………………49

Библиография ………………………………………………………………51

Приложение 1……………………………………………………………….55

Приложение 2……………………………………………………………….56

Приложение 3……………………………………………………………….57

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ.

Несмотря на произошедшую в стране крупномасштабную приватизацию, роль государственных унитарных предприятий в хозяйственной жизни остается весьма значительной.

Поэтому проблема управления ими со стороны собственника-государства, претерпев существенные изменения, сохранилась.

В 1994 – 1998 годах отечественная промышленность в государственной статистике по формам собственности подразделялась на три группы: государственные предприятия, акционерные общества с участием государства в акционерном капитале, акционерные общества без участия государства. Такое деление сохранилось и после принятия I части Гражданского кодекса Российской Федерации, законов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, т.к. отсутствовал закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, что не позволяло произвести изменение данной разбивки на четкой законодательной основе.

Данная ситуация несколько изменилась с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 04.01.1999 г., в котором определялся состав государственного сектора. В соответствии с указанным постановлением государственный сектор промышленности включает:

- государственные унитарные предприятия (в т.ч., федеральные казенные);

- государственные учреждения;

- акционерные общества, более 50% акций которых находятся в государственной собственности (федеральной и субъектов Федерации).

Однако, в реальных условиях, такая формулировка привела к крупным недостаткам.

Дело в том, что в российских условиях широко распространены интегрированные структуры, в которых государство обладает контрольным пакетом акций (РАО «ЕЭС», «Антей» и многие другие). То есть, по определению они являются частью государственного сектора промышленности, но реальное производство и представление отчетности осуществляют конкретные акционерные общества, входящие в эти структуры. В них государство контрольным пакетом акций не обладает (даже если обладало ранее, то он был внесен в уставный капитал созданной интегрированной структуры).

ГЛАВА 2. Унитарное предприятие, осуществляющее свою деятельность на базе федерального имущества (ФГУП).

1. Характеристика состава федеральных государственных унитарных предприятий. Определение ведомственной принадлежности.

Состав государственного сектора во всех отраслях примерно одинаков и включает в себя научные предприятия, создающие научный потенциал отраслей , и производственные предприятия.

Из предприятий, производящих основную продукцию, в госсекторе сохранились небольшие предприятия, приватизация которых по различным причинам не состоялась, а также предприятия, обеспечивающие общие хозяйственные функции (ремонтно-строительные управления, автобазы, типографии, снабженческо-сбытовые и внешнеэкономические организации).

Учитывая, что подавляющее число промышленных предприятий России было создано до 1990 года, их ведомственная (отраслевая) принадлежность устанавливалась в соответствии с действовавшим в то время законодательством и структурой органов государственной власти.

На какое-то время вопрос об определении ведомственной принадлежности государственных предприятий «отошёл» в сторону.

На данный момент определение ведомственной принадлежности государственных предприятий является одним из ключевых вопросов, поскольку законодательство чётко обусловливает права и обязанности отраслевых органов исполнительной власти по отношению к унитарным предприятиям, отнесённым к ведению соответствующего органа.

В результате многочисленных реорганизаций федеральных органов исполнительной власти, а также в силу других причин установление ведомственной принадлежности в ряде случаев бывает крайне затруднительно. В данном случае необходимо установить правопреемника прежнего отраслевого органа, к которому перешли полномочия последнего в соответствующей части. Для решения вопроса об определении ведомственной принадлежности представляется целесообразным сделать соответствующие запросы в органы исполнительной власти, в отношении которых можно предположить принадлежность полномочий отраслевого органа . При отсутствии положительного ответа на запросы, необходимо сделать соответствующий запрос в Минимущество России, поскольку именно Минимуществу России федеральные органы исполнительной власти предоставляют перечни организаций, находящихся в их ведении31.

БИБЛИОГРАФИЯ.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. ( Российская газета, 1993, 25 декабря )

Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 (СЗ РФ, 1994, № 32, ст.3301)

Гражданский кодекс Российской Федерации ч.2 (СЗ РФ, 1996, № 5, ст.410)

Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации , 1996, № 1, ст.1; № 25, ст.2956; 1999, № 22, ст.2671; 2001, № 33, ч. 1, ст.3423; 2002, № 12, ст.1093; № 45, ст.4436)

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» ( Российская газета, 1997, 23 декабря)

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ч. 1, ст.3431)

Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Российская газета, 2002, 26 января)

Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (Российская газета, 2002, 3 декабря)

Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 г. № 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, № 49, ст.1737)

Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1992, № 3, ст.89)

Постановление Правительства РФ от 10.02.1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации , 1994, № 8, ст. 593)

Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 908 «Об утверждении Типового устава казённого завода (казённой фабрики, казённого хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 17, ст. 1982)

Постановление Правительства РФ от 06.10.1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казённых заводов (казённых фабрик, казённых хозяйств)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 28, ст.2989)

Постановление Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности зданий, строений и нежилых помещений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 264)

Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 27, ст.3200)

Постановление Правительства РФ от 03.07.1998 г. № 696 «Об организации учёта федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 28, ст. 3354)

Постановление Правительства РФ от 04.10.1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчётности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах открытых акционерных обществ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5034)

Постановление Правительства РФ от 06.12.1999 г. № 1348 «О федеральных государственных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 50, ст.6230)

Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 г. № 23 «О реестре показателей эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 3, ст.274)

Постановление Правительства РФ от 29.01.2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 6, ст.763)

Постановление Правительства РФ от 30.02.2000 г. № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 6, ст. 777)

Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 13, ст.1373; 2001, № 31, ст.3281; 2002, № 41, ст. 3986)

Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 г. № 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 37, ст. 3718; 2002, № 24, ст. 2310; № 44, ст.4398)

Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 15, ст. 1440)

Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» (Российская газета, 2002, 22 мая)

Постановление Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 940 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №1, ст. 133)

Распоряжение Минимущества России от 15.10.1999 г. № 1409-р «О порядке принятия решений об отчуждении и обременении федерального имущества» (Финансовая газета, 1999, 11 ноября)

Распоряжение Минимущества России от 25.12.2000 г. № 1376-р «Об организации работы Комиссии по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности» (Российская газета, 2002, 9октября)

Витебский В.Я. Правовые и экономические аспекты функционирования государственных унитарных предприятий в промышленности. М., Институт экономики и управления в промышленности, 2002 г.;

Земеров В.Н., Земерова И.Ф. Контроль использования федерального имущества. М., Государственное имущество, 2002, № 1;

Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, 1999, № 6;

Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2001, № 4

Похожие работы на данную тему