В В Е Д Е Н И Е.
Переход Российской Федерации к рынку сопровождается трансформацией традиционных и появлением новых способов публичного воздействия на экономические процессы. В механизме государственного регулирования экономики на современном этапе широко применяются такие меры, как государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Этот инструмент играет особую роль в упорядочении рыночных отношений, поскольку без него невозможно законное вхождение и функционирование предпринимателей в хозяйственном обороте. При выполнении функций государственного контроля данное правовое средство призвано прежде всего предупреждать возникновение сомнительных в экономико-правовом отношении хозяйствующих субъектов и, следовательно, возможные нарушения прав потенциальных потребителей.
Одним из основных условий осуществления субъектом предпринимательской деятельности является его регистрация. Прохождение данной процедуры необходимо для государственного подтверждения легитимности вхождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в хозяйственный оборот.
В отличие от других форм официального учета субъектов предпринимательской деятельности (в частности, в налоговых органах, органах статистики и др.) государственная регистрация имеет правообразующее значение. Она является тем юридическим фактом, с момента совершения которого организация считается созданной , приобретает права юридического лица, а гражданин –– правовой статус предпринимателя.
Действующее законодательство позволяет выделить три большие группы субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих государственной регистрации:
1) коммерческие организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) некоммерческие организации, если в соответствии с их учредительными документами им предоставлено право занятия предпринимательством.
Установление порядка обязательной регистрации этих субъектов происходило не одновременно.
Как отмечается в юридической литературе, в бывшем Советском Союзе государственная регистрация существовала до середины 50-х годов, когда она была отменена как бюрократическое излишество, поскольку в тот период практически все промышленные предприятия были государственными и их учет производился министерствами . Действовавшие в последующий период Положения о производственных предприятиях и объединениях (1965, 1982, 1983 гг.) не предусматривали данной процедуры, а правоспособность хозяйствующих субъектов возникала с момента утверждения их уставов .
С переходом к рыночной экономике, который сопровождается созданием огромного количества частных предприятий, государственная регистрация вновь стала необходимым элементом учета и контроля их деятельности.
В возрождении института государственной регистрации субъектов предпринимательства в России можно выделить несколько этапов.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
2. 1. Актуальные проблемы государственной регистрации юридических лиц.
Цивилизованные отношения между государством и предпринимателями являются необходимым и очень важным компонентом рыночной экономики. И как уже говорилось, эти отношения начинаются с момента государственной регистрации юридических лиц и включения их в реестр хозяйствующих субъектов. Для реализации этой задачи, прежде всего необходим закон о государственной регистрации юридических лиц, который бы определил общий принцип создания реестра юридических лиц. Сегодня в России нет единого реестра хозяйствующих субъектов Федерации, так как в большинстве субъектов не существует единого государственного квалифицированного правового органа, осуществляющего эту работу по единой методологии.
В Российской Федерации в настоящее время действуют три варианта организации регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Первый вариант заключается в том, что ранее регистрация осуществлялась администрациями в районах субъекта Федерации. Институт администрации тогда являлся низовым звеном государственной власти субъекта. Сейчас же в районном звене действуют муниципальные образования, которые ветвью государственной власти не являются.
Таким образом, регистрация хозяйствующих субъектов в муниципальных учреждениях нелегитимна. Для передачи им полномочий по регистрации хозяйствующих субъектов потребуется специальный закон, но даже наличие такового не придаст легитимность государственной регистрации в муниципальных образованиях, так как будет противоречить принципу, заложенному в Гражданском кодексе Российской Федерации , где определено, что регистрирующий орган –– это орган юстиции. Слабость этой системы еще и в том, что муниципальное образование в силу своей автономности не может создать единого банка данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Второй вариант действует, как правило, в крупных городах, где имеются государственные структуры (самостоятельные учреждения), специально занимающиеся только государственной регистрацией юридических лиц. Однако они не имеют статуса органа (учреждения) юстиции и зачастую не имеют своих подразделений в муниципальных образованиях субъектов Федерации.
И третий вариант, когда функции регистрирующего органа выполняют сами учреждения юстиции по государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
В настоящее время, в силу требований Федерального закона Российской Федерации от 12 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» во всех субъектах Федерации уже созданы учреждения юстиции, занимающиеся государственной регистрацией прав на недвижимое имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как они являются активными субъектами рынка недвижимости. Поэтому объединение всей информации, в том числе о структуре уставного капитала, особенно в тех случаях, когда он формируется недвижимым имуществом, в регистрирующем органе имеет большое значение, так как позволяет осуществлять быстрый поиск необходимой информации и качественную проверку представленных на регистрацию материалов. Наличие достоверной актуализированной информации о зарегистрированных правах на недвижимость, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в одном регистрирующем органе позволяет оперативно и надежно принимать соответствующие правовые решения при выполнении регистрирующим органом своих функций.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
Научная литература:
1. Правовое положение производственных предприятий. Сборник статей под ред. В.В. Лаптева. М., Юристъ, 1997.
2. Предпринимательство. Учебник под ред. М.Г. Лапусты. М., ИНФРА-М, 2000.
3. Суханов Е.А. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской федерации для предпринимателей. М., Фонд «Правовая культура», 1995.
4. Регистрационная газета, 1997, № 5-6; 1998, № 4, 18, 19; 2000, № 11, 12.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета от 25 декабря 1993 года).
2. Гражданский кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 11 июня 1964 года (документ найден по информационно-правовой системе Научного Центра Правовой Информации Министерства юстиции Российской Федерации «Эталон. База данных. Законодательство России»(далее –– НЦПИ «Эталон»)).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 21 октября 1994 года, № 51-ФЗ (Российская газета от 8 декабря 1994 года, № 238-239).
4. Закон Союза Советских Социалистических Республик «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 года, без номера (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
5. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 декабря 1990 года, № 445-I (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
6. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядок их регистрации» от 7 декабря 1991 года, № 2000-I (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
7. Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 года, № 52-ФЗ (Российская газета от 8 декабря 1994 года, № 238-239).
8. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12 января 1995 года,№ 7-ФЗ (Российская газета от 24 января 1995 года, № 14).
9. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июля 1995 года, № 88-ФЗ (Российская газета от 20 июля 1995 года, № 117).
10. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года, № 208-ФЗ (Российская газета от 29 декабря 1995 года, № 248, с. 1, 3-5).
11. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 13 июля 1996 года, № 65-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1996 года, № 25, ст. 2956).
12. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 12 июля 1997 года, № 122-ФЗ (Российская газета от 30 июля 1997 года, № 145).
13. Федеральный закон Российской Федерации «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года, № 66-ФЗ (Российская газета от 23 апреля 1998 года).
14. Указ Президента Российской Федерации «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 года, №1482 утвердивший Положение «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 8 июля 1994 года (Российская газета от 13 июля 1994 года, № 130).
15. Постановление «О порядке введения в действие закона РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 года, без номера (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
16. Закон Московской области «О единой системе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, имущественных прав и связанных с ними неимущественных прав и сделок на территории Московской области» от 1 февраля 1996 года, №3/96-ОЗ (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
17. Закон Московской области «О сборе за государственную регистрацию юридических лиц в Московской области» от 25 декабря 1996 года, № 10/115 (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
18. Закон Московской области «О внесении изменений и дополнений в закон Московской области «О единой системе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, имущественных прав и связанных с ними неимущественных прав и сделок на территории Московской области» от 17 октября 1997 года, № 49/97-ОЗ (Подмосковные известия от 30 октября 1997 года, № 206).
19. Постановление Главы Администрации Московской области «О регистрационной палате Московской области» от 25 марта 1996 года, № 99-ПГ (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
20. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 года, №6/8 (Российская газета от 10 августа 1996 года, № 151).
21. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица» от 13 августа 1996 года, № 6897/97 (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1996 года, № 10, с. 76).
22. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде по существу, если срок действия свидетельства о государственной регистрации лица в качестве предпринимателя не истек на момент принятия дела к производству» от 17 декабря 1996 года, 5844/95 (документ найден в НЦПИ «Эталон»).
23. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Вопросы государственной регистрации предприятий» от 10 сентября 1997 года, №5584/96 (документ найден в НЦПИ «Эталон»).