Введение.
В данной работе анализируется обязательство по оказанию услуг потребителю и защита прав потребителя при его нарушении. Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию защиты прав потребителя при оказании услуг не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.
Однако данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о защите прав потребителя, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный научный и практический интерес.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей в сфере оказания услуг разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы О.С. Иоффе, М.И. Брагинского, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Колмыкова, Е.Д. Шешенина, А.Е. Шерстобитова, Я.Е.Парций и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.
Глава 2. Основные права потребителей при оказании услуг.
§1. Услуги как гражданско-правовая категория.
Статья 779 (п. 1) ГК называет возмездным оказанием услуг договор, по кото¬рому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определен¬ную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из приведенного определения следует, что договор, которому посвящена гл. 39 ГК, относится к числу консенсуальных, двусто¬ронних и возмездных. Придавая особое значение последнему «признаку и имея в виду распространение во взаимоотношениях участников гражданского оборота именно возмездного оказания услуг, ГК включил признак «возмездности» в самое определение договора»1.
Выделение отдельных типов договоров, это было видно на примере уже рассмотренных ранее, связано в конечном счете с тем, что для соответствующей модели договора возникает необ¬ходимость установить специальный правовой режим. Он должен быть особым, а значит, при отсутствии прямых отсылок к ним допускать применение норм, рассчитанных на иную договорную модель, только в порядке аналогии закона (ст. 6 ГК).
Римское право в составе договоров найма различало, в частности, «наем работ» и «наем услуг». А уже в XIX в. во Французский гражданский кодекс была включена глава III титула VIII «О найме работы и услуг», в кото¬рой выделены разделы «О найме услуг и рабочих», «О перевозке на земле и по воде», а также «Подряд».
Список использованной литературы.
1. Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986.
2. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. – М.: «Статут», 1999
3. Баринов Н. А. Права граждан по договору бытового заказа - Саратов, 1979
4. Бойко Т.М. Права потребителей // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 1995. №5
5. Гражданское право: в 2 т., том 2 полутом 2. Учебник / под ред. проф. Е.А. Суханова – М.: БЕК, 2000
6. Гражданское право. Т. II. М.: Юриздат. 1944
7. Гражданское право. Т. 2. М.:БЕК, 1993.
8. Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.: Наука, 1980.
9. Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг // Гражданский кодекс Рос¬сийской Федерации, часть вторая. Текст. Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М., 1996.
10. Калмыков Ю.Х. Избранное: Труды. Статьи. Выступления. – Москва.: Исследовательский центр частного права, 1998
11. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Зименкова О.Н., Шерстобитов А.Е. и др., М., 1997
12. Конституция РФ. Постатейный комментарий. М.: Былина, 1997
13. Ландкоф С.Н. Основы цивильного права // Высшая школа. Киев, 1948.
14. Обязательственное право. Киев:ЮРкнига, 1998
15. Отдельные виды обязательств. М.: Госюриздат, 1954.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1995
17. Парций Я.Е. Закон РФ «О защите прав потребителей» / Постатейный комментарий. М., 1996
18. Правовое ре¬гулирование услуг как результата индивидуальной трудовой деятель¬ности. М„ 1983
19. Правовое регулирование отноше¬ний в сфере обслуживания граждан. М., 1983
20. Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. – Новосибирск: «Издательство ЮКЭА», 2000
21. Советское гражданское право. Т. 2. М.: Госюриздат, 1976
22. Советское гражданское право. Т. 2. М., 1985
23. Фартхутдинов Я.Ф. Законодательство и судебная практика по некоторым видам бытового обслуживания. Изд. Казанского госуниверситета, 1983
24. Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потре¬бителей. М., 1993.
25. Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Серия 11 «Право» 1983. № 1
26. Шешенин Е.Д. Договоры услуг в общественном питании // Сборник ученых трудов СЮИ. Вып. 4, 1964.
27. Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1998
Список использованных нормативно – правовых актов.
1. Конституция РФ М., 1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (СЗРФ 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 2 от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (СЗРФ 29 января 1996 г. N 5, ст. 410)
4. Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) , с изм. и доп. от 17 декабря 1999 года.
5. Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993, N 25, ст. 917) .
6. Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 1 июля 1993 г., N 26, ст. 966)
7. Закон РФ от 9 августа 1995 г. «О почтовой связи» (СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334)
8. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 25 июля 1995 г.)
9. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». (СЗ РФ. 1996. № 29. Ст. 5491)
10. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 ян¬варя 1998 г.( СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218.)
11. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1382)
12. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. ( СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2207)
13. Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постано¬влением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г.
14. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" (Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. N 34, ст. 3979; Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1104 в данное постановление внесены изменения).
Судебная практика.
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г.)
Интернет – ресурсы:
www.garant.ru
(система правовой информации Гарант – Максимум)
www.supcourt.ru
(официальный сайт Верховного Суда РФ).