Введение
Сегодня почти все авиаперевозчики России столкнулись с недостатком современных самолётов. В 2004 году пассажиропоток на линиях российских авиакомпаний увеличился по сравнению с предыдущим годом на 11,3% (с 26,5 до 29,5 млн. человек). К 2010 году, по самым скромным прогнозам, он превысит 50 млн. человек в год. Таким образом, дефицит парка воздушных судов со временем будет только увеличиваться.
Покрыть этот дефицит российский авиапром сегодня не в состоянии. Об этом говорит статистика последних лет: в 2003 году все наши авиазаводы выпустили 8 новых пассажирских магистральных самолётов; в 2004-м – 5; а в 2005-м – 6. Дополнительно к этим неутешительным цифрам с 1-го апреля 2006 года вступила в силу четвёртая глава правил эксплуатации воздушных судов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). А все российские лайнеры, включая ТУ-204, ТУ-214 и ИЛ-96, перспективным требованиям ИКАО по уровню шума и выбросам газов в атмосферу не отвечают. Покупать же российские воздушные суда для эксплуатации только на внутренних линиях экономически нецелесообразно.
По данным министра транспорта России Сергея Франка, один лётный час Boeing-737 обходиться всего на 50 долларов дороже, чем нашего ТУ-214. При том, что сервисное обслуживание Boeing обеспечивается на всём жизненном пути лайнера, а российский самолёт остаётся без заводского обслуживания, как только покидает территорию авиазавода.
Для того, чтобы завезти в Россию иностранный самолёт, российские авиаперевозчики должны были единовременно заплатить таможенную пошлину в размере 20% от его текущей оценочной стоимости и НДС, составляющий 20 % от стоимости самолёта с учётом ввозной пошлины. Желающих покупать самолёты на таких условиях не было, но и спроса на отечественную авиатехнику тоже не наблюдалось. Сейчас западные самолёты в России эксплуатируют только две авиакомпании – «АЭРОФЛОТ» и «Трансаэро», получившие освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов на основании правительственных распоряжений от 1994 года.
Для решения данных проблем и выхода из сложившейся ситуации Правительство Российской Федерации и руководители российских авиакомпаний на протяжении нескольких лет вели дискуссию. Результатом этого стало введение в действие с 1-го января 2004 года новой редакции Таможенного кодекса России, что предусматривало значительное облегчение импорта западных самолётов и снижение НДС с 20 до 18%. Теперь при ввозе иностранного воздушного судна в Россию импортёр может воспользоваться статьёй 212 Таможенного кодекса, которая предусматривает возможность постепенной уплаты пошлин и налогов равными долями в течении 34 месяцев.
После введения новой редакции Таможенного кодекса на российском рынке авиаперевозок началось заметное движение в сторону переориентации авиакомпаний на использование иностранных воздушных судов.
В авиакомпаниях проблема обновления парка воздушных судов стоит настолько остро, что решать её нужно в кратчайшие сроки без каких-либо отлагательств. Дело в том, что с 2006 по 2010 гг. больше половины самолётов авиакомпаний должны быть списаны по причине наступления предельного износа. А поскольку уже сейчас авиакомпании столкнулась с дефицитом парка воздушных судов, то нетрудно представить, что произойдёт через 5 лет, если не принять соответствующие меры. Второй проблемой для авиакомпаний является вступление в силу с 1-го апреля 2006 года четвёртой главы правил эксплуатации воздушных судов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В результате чего не все самолёты смогут выполнять рейсы в Европу, т.к. не соответствуют требованиям по уровню шума и выбросам газов в атмосферу.
Очевидно, что единственно верным решением этих двух проблем является расширение парка ВС новыми авиалайнерами, удовлетворяющими требованиям ИКАО. Как уже было отмечено ранее, на сегодня российские самолёты этим требованиям не отвечают. Поэтому решение проблем сужается до приобретения иностранных воздушных судов на наиболее выгодных условиях и отвечающих перспективным требованиям международных организаций гражданской авиации.
Цель дипломной работы заключается в разработке способа решения проблемы обновления парка воздушных судов авиакомпании и оценке эффективности его финансирования.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач :
- проведение анализа текущего состояния парка воздушных судов и финансового состояния авиакомпании;
- определение потребности авиакомпании в дополнительных самолётах;
- сравнительная оценка существующих вариантов финансирования процесса обновления парка ВС и выбор наиболее приемлемого из них;
- рассмотрение научно-теоретических разработок лизинга, как способа финансирования инвестиций;
- оценка эффективности выбранного варианта финансирования инвестиций.
Полученные результаты могут быть использованы руководством авиакомпании при принятии стратегических решений.
Объект дипломной работы: ОАО «Авиакомпания Уральские авиалинии»
Предмет дипломной работы: Лизинг в системе управления инновационной и инвестиционной деятельностью предприятия.
В дипломной работе были использованы такие нормативные источники, как:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Инфра-Норма, 2000.
«О лизинге» Федеральный закон №164-ФЗ от 29 октября 1998 года // Собрание законодательства Российской Федерации 1998. №44 ст.5394
О внесении изменений в Федеральный закон «О лизинге»» №10-ФЗ от 29 января 2002 года // Российская газета. 2002. № 8 (февраль).
О развитии лизинга в инвестиционной деятельности: Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633
Конвенция о межгосударственном лизинге // Закон. 1999. №8. С.32-38.
А так же были использованы работы таких авторов, как
Понятие «лизинг» (англ. leasing) трактуется в зарубежной и отечественной практике достаточно широко. Сложность отношений, складывающихся при лизинге, обуславливает существование нескольких точек зрения на его сущность. Наиболее распространена концепция, согласно которой лизинг рассматривается как долгосрочная аренда. Действительно, и аренда и лизинг опосредуют отношения по передаче оборудования во временное пользование, но отличаются друг от друга по субъектному составу, назначению объекта отношений, содержанию договоров, распределению ответственности и рисков, принципам расчёта платежей. Не менее распространена доктрина, утверждающая, что наличие в договоре лизинга опциона на покупку даёт возможность классифицировать его как куплю-продажу в рассрочку особого типа, или товарный кредит. Но при товарном кредитовании в чистом виде пользователь одновременно с получением товара вступает в право собственности. При лизинговых отношениях на протяжении срока договора это право остаётся за лизингодателем.
Библиографический список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Инфра-Норма, 2000.
2. О лизинге: Федеральный закон №164-ФЗ от 29 октября 1998 года
3. О внесении изменений в Федеральный закон «О лизинге»» №10-ФЗ от 29 января 2002 года
4. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности: Постановление правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633
5. Конвенция о межгосударственном лизинге // Закон. 1999. №8. С.32-38.
6. Блинов А.О.. Развитие лизинга в России // Маркетинг. 2003. №1. С. 3-19.
7. Горемыкин В.А.. Основы технологии лизинговых операций: учебное пособие. М.: Ось-89, 2002.- С. 512.
8. Горемыкин В.А.. Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие. М.: Инфра-М. 1997.
9. Гоцман Б.П.. Лизинг: проблемы и перспективы // Экономика и жизнь. – 1994. - №52 (декабрь).
10. Газман В.Д.. Лизинг: виды, формы и практика применения // Консультант. 2002. №13.С.62-67.
11. Газман В.. Индустрия длинных денег.// Коммерсант и деньги. 2005 №24. С.112-116.
12. Гладких Р.А.. Лизинг как форма инвестиционной деятельности // Бизнес и банки. 2000. №30(июль).
13. Карп М.В., Махмутов Р.А., Шабалин Е.М.. Финансовый лизинг на предприятии. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.- С. 119.
14. Кабатова Е.В.. Лизинг: правовое регулирование, практика. М.: Инфра-М, 2001. – 204 с.
15. Королёв В. Лизинговые операции // Экономика и жизнь.2004. №49(декабрь).
16. Комаров В. Реальная помощь реальному сектору // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 1999. №2, 3. С.19-21.
17. Лещенко М.И.. Основы лизинга.// Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.- С.336.
18. Лизинг в России в 2000 году // Технологии лизинга и инвестиций. Вестник Российской ассоциации лизинговых компаний. 2001. №5.
19. Львов Д.С.. Развитие экономики России и задачи экономической науки // Маркетинг. 2001. №1. С.3-19.
20. Методические рекомендации по расчёту лизинговых платежей, утверждённые Министерством экономики и согласованные с Министерством финансов РФ от 16.04.96г.
21. Мелкумов Я.С.. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. //М.: ИКЦ «ДИС», 2003. -С.160.
22. Прилуцкий Л.. Российский лизинговый бизнес в 1996 году // Деловой партнёр.1997. №8.С.35-37.
23. Петрова В.И., Еремин О.Б.. Лизинговые операции: правовое регулирование, учёт и налогообложение // Бухгалтерский учёт. 2004. №10. С.18-25.
24. Прилуцкий Л. Мировой лизинговый бизнес (краткий обзор) // Технологии лизинга и инвестиций. Вестник Российской Ассоциации лизинговых компаний. 2000. №3. С.69-73.
25. Прилуцкий Л. Методика расчёта лизинговых платежей // Деловой партнёр.2004. №2. С.28-33.
26. Перевалов Ю.В., Добродей В.В., Гимади И.Э.. Модели финансового менеджмента на предприятии. //Екатеринбург: УрО РАН, 1999. №10. С.18-25.
27. Синько В., Черноусов Е.. Лизинг – средство подъёма производства // Экономист.2002. №3. С.48-55.
28. Скрынник Е. Лизинговые услуги в России // Закон. 1999. №8. С.46-49.
29. Фёдоров М. Что такое лизинг? // Советская юстиция. 1997. №7/8.
30. Фасхиев Х.А., Ситникова О.А.. Платежи в лизинговых сделках // Техника машиностроения. 1999. №3. С.103-109.
31. Фасхиев Х.А., Ситникова О.А.. Лизинговые сделки в инвестиционной сфере // Машиностроитель.1999. №8. С.13-24.
32. Шпитлер Х.-Й.. Практический лизинг: пер. с нем. М.: Rosbi, 1990.
33. Шемакин А.Ю.. Международный лизинг и деятельность стран-членов СЭВ // Экономические науки.2000. №4. С.89-94.
34. Чекмарёва Е.Н.. Экономическая сущность лизинга // Хозяйство и право. 2004. №4. С.18-28.
35. Чекмарёва Е.Н.. Лизинговый бизнес. М.: Экономика, 1999. - С.117.
36. Чекмарёва Е.Н.. Анализ практики развития лизингового бизнеса // Хозяйство и право. 1994. №7. С.18-30.
37. Чертова Н. Лизинг: факторы развития (на примере ретроспективного анализа зарубежного рынка) // Технологии лизинга и инвестиций. Вестник Российской Ассоциации лизинговых компаний. 2004. №1-2.
38. Четыркин Е.М.. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: Дело, 2002. -С.256.
39. Юсупова А.Т.. Особенности развития лизинга в странах Западной Европы // ЭКО.1999. №10. С.156-165.
40. http://www.rosleasing.ru/
41. http://www.citadel-expert.ru/