ВВЕДЕНИЕ
Не так давно наступил XXI век и многие проблемы, века уже ушедшего, так и остались не решёнными. Над ними ломают головы те, кому небезразлична судьба России, кто связывает свое будущее с ее будущим. Они задумываются о выборе путей экономического, социального, духовного и нравственного разви-тия. Все эти проблемы взаимосвязаны и все нужно решать как можно скорее. Естественно, меня, как будущего экономиста, больше интересуют накопившие-ся проблемы экономического характера. Их огромное число, но среди них мож-но выделить несколько наиболее актуальных и принципиальных: проблема эко-номического роста, поддержание спроса, финансирование и развитие социаль-ной сферы, проблема занятости, проблема интеграции России в мировое сооб-щество, проблема накопленных Россией долгов за последние годы в результате внешних и внутренних займов.
Понятие «бюджет» имеет два толкования. С одной стороны, это совокуп-ность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономиче-ский субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расхо-довании за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое «кошелька», наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВВП. Бюджетный дефицит не обяза-тельно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике стра-ны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулиро-вания. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихий-ными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в ре-зервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
2.1. Проблема бюджетного дефицита в России
Долгие годы Россия сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита. Однако, после кризиса 1998-ого г. в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему эта проблема постепенно исчезает.
Рассмотрим основные причины этих явлений.
Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России - это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджеты; механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства.
Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как «бегство капитала» (перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.
Кризис способствовал переходу правительства к более ответственной финансово-бюджетной политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным профицитом 2% ВВП, фактически первичный профицит в первом полугодии составил 1.9/% ВВП, а дефицит сократился до 2.5% ВВП. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2.5 млрд. долл. в месяц.
Реструктуризация государственного долга способствовала сокращению расходов по его обслуживанию, что позитивно повлияло на исполнение федерального бюджета.
По оценке федеральный бюджет за период с января по июль 2005 г. исполнен (Табл. 1, Прил. 1, Прил. 2, Прил. 3):
по доходам - в сумме 1835,46 млрд. руб., или на 90,9% к бюджетным назначениям на 9 месяцев 2005 г;
по расходам - в сумме 1550,13 млрд. руб., или на 74,9% к уточненной бюджетной росписи на 9 месяцев 2005 г.Кроме того, он исполнен с профицитом в сумме 285,3 млрд. руб., что составляет 18,4% от суммы финансирования расходов и 3,2% от прогнозного объема ВВП на январь-июль 2005 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 28 ноября 2003 г. «О федеральном бюджете на 2004 год»// «Парламенская газета» №240-241
2. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2004 год № 186-ФЗ от 23 декабря I 2003 г.// «Парламенская газета» №240-241
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 34. - Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".// «Российская газета» №113, 01.06.2004 г.
4. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".// «Российская газета» №113, 01.06.2004 г.
5. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы. М: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.
6. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения, 2003, №2
7. Бондарь Т. Перспективы роста регионального долга и бюджетных дефицитов // Рынок ценных бумаг, 2004, №11
8. Брюммерхов Д., «Теория государственных финансов», Под редакцией А.Л.Кудрина, В.Д.Дзгоева., 2002
9. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М., 1996.
10. Гальперин В.М., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Санкт-Петербург., 1997
11. Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг, 2000, №5
12. Граник И. Секреты российского бюджета // Деньги, 2004, №40
13. Галухина Я. Шохина Е. Гарантии вместо кредитов // Эксперт, 2004, №28
14. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240с.
15. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.,1997
16. Жушма П. Жить по средствам // Национальная экономическая газета 2000 г. №6, стр.1-2
17. Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов – Мн.: Выш. шк., 1997.-368с.
18. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики 1996 №9 стр. 12-27
19. Итуэлл Дж., Милгейт М., Ньюмен П. (ред.). Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2004
20. П.Корецкий Ю. Государство страхует инвесторов от самого себя // Эксперт, 2004, №29
21. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 1999 № 4 с.4-16.
22. Лушин СИ. Об эффективности государственного бюджета // Финансы, 2004, №10
23. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Таллинн 1993
24. 14".Мет. Афанасьев- Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции) // Вопросы экономики, 2004, №9
25. Мет. Афанасьев Инструментарий стабилизационного фонда // Вопросы экономики, 2004, №3
26. М. Матусевич Трудный бюджет 2000-го // Национальная экономическая газета 2000 г. № 4, стр.1-3
27. Орлова Н. Российский государственный долг после дефолта // Рынок ценных бумаг, 2000, №20
28. Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал, 1999 № 3 с.28-36.
29. Русское экономическое общество - еженедельный аналитический обзор событий. 2004, №122
30. Русское экономическое общество - еженедельный аналитический обзор событий. 2004, №127
31. Статистические таблицы // Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемесячное обозрение 1999 стр.
32. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
33. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997, 383с.
34. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономикс. Москва, 1995
35. Хейфец Б. Вдали от красной черты // Эксперт, 2004, №16
36. Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова – Мн.: Бестпринт, 1999.-368с.
37. www.budgetrf.ru
38. www.minfin.ru
39. www.cir.ru