Введение.
Формирование у школьников обоснованного отношения к сексуальности является актуальной психолого-педагогической задачей. Эту задачу
Следует решать на основе ценностного отношения к здоровью и половому воспитанию, сущностью которого является учёт актуализирующихся у детей, подростков, юношей и девушек потребностей.
Наиболее основательно следует заниматься психологическим сопровождением школьников подросткового возраста. Связано это с тем, что в данный период у них не только происходит половое созревание, но и активно вырабатывается индивидуальный образ жизни.
Психосексуальное развитие у разных людей не одинаково.
Психосексуальное развитие – это сложный биосоциальный процесс, в котором «природные» и «социальные» факторы переплетаются, их нельзя понять друг без друга.
Любое нарушение последовательности или сроков критических периодов половой деференциации может роковым образом отразиться на будущем сексуальном поведении самосознании человека.
Надежды на то, что функцию полового просвещения возьмёт на себя семья, но оправдываются, что незнают, как рассказать детям о таинствах пола.
В силу этого необходимо включить в систему полового воспитания школьников: психологов, учителей и медицинских специалистов данного профиля. Задача стоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности-это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной общественной и личной жизни.
В силу того, что проблема психосексуального развития. Проблема актуальности встаёт? Как осуществлять данное развитие? Кто должно это делать, на наш взгляд немало важную роль отводится деятельности психолога, который как более доступное звено, может осуществлять эту деятельность, посредством личностно – развивающих технологий.
В основе использования личностно – развивающих технологий лежит идея психолого – педагогического сопровождения и поддержки в развитии личности.
Под психологическим сопровождением понимается:
• Возможность следовать за естественным развитием ребёнка, опираясь не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил, чтобы продвинуться вперёд;
• Признаётся безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития. Это сопровождение необходимо для нормального психического развития ребёнка.
Изложенное выше и определило актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучить особенности деятельности деятельности практического психолога направленное на психологическое сопровождение психосексуального развитие школьников.
Объектом исследования: являются школьники подростково – юношеского возраста.
Предметом выступает деятельность практического психолога по психологическому сопровождению психосексуального развития школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута общая гипотеза исследования: психосексуальное развитие подростково – юношеском возрасте будет более эффективным если в деятельности педагога – психолога будут использованы программы психологического сопровождения психосексуального развития учитывается реальный уровень развития в подростково – юношеском возрасте.
Задача исследования:
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определить особенности и условия психосесуального развития школьников.
3. Рассмотреть основные направления деятельности педагога – психолога по психологическому сопровождению психосексуального развития школьников.
4. Разработать программу для педагога – психолога по психологическому сопровождению психосексуального развития у детей подросткого – юношеского возраста.
Организация и этапы исследования:
На первом этапе – научно методического поиска изучались научные подходы, теории психосексуального развития школьников.
На втором этапе – организационном осуществлялось планирование научного исследования, давался анализ теорий, изучались теоретические положения развития сексуальности, роль культуры, условий развития, были сформулированы цель, гипотеза и задача исследования, разработан методический инструментарий по сбору имперического материала.
На третьем этапе – констатирующем эксперименте выполнялось анкетирование направленное на изучение психосексуального развития школьников.
На четвёртом этапе – заключительном были обобщены полученные результаты по психосексуальному развитию школьников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования включающий теоретический анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, разработка программы психосексуального развития школьников.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя общая школа № 7 г. Армавира.
Структура и объём работы: квалификационная работа изложена на страницах машинописного текста. Состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего источников и приложений.
Природа половых различий, строение половых органов, сексуальность, проблемы сексуального развития, половой идентификации, закономерности продолжения рода волновали людей всегда. Эти вопросы занимают одно из центральных мест в мифологии и искусстве, науке всех народов мира. Однако осмысление данного явления в жизни человека и общества осуществляется по – разному. Тесно связанная с религиозно-философскими ценностями, древняя эротология (наука и искусство любви), особо развитая у народов Востока, рассматривала сексуальность как естественную строну жизни. Описание и объяснение в ней были неразрывно связаны с предписаниями нравственного характера. Европейская культура, сложившаяся на основе христианства, была напротив антисексуальной. Не только половая жизнь, но и все что с ней связано, телесный «низ» считались грязными и непристойными, о них порядочным людям не полагалось говорить и думать.
Список рекомендуемой литературы для учителя.
1. Абрамова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире //Вопр. психол., 2002, №1, с. 3-16.
2. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода.//Вопр. психол., 2003, №5, с. 103-118.
3. Баклаенко Н. Г., Гаврилова Л. В. Современное состояние охраны репродуктивного здоровья подростков // Здравоохранение: журнал для руководства, 2000, №7, с. 26-33.
4. Блонский П. П. Очерки детской сексуальности. - Л.; М., 1935.
5. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. - СПб., 1996.
6. Гуркин Ю. А. Половое воспитание девочек.//Планирование семьи, 1994, №1, с. 24-27.
7. Денисенко М. В., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи.//Социол. исслед., 2001, №2, с. 83-86.
8. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптанова Т. Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью.// Вопросы психологии, 2002, .№3, c.33-39.
9. Исаев Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л., 1980.
10. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1982.
11. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI в. - Дубна., 2001.
12. М. Коли, Э. Лискин Л. Репродуктивное здоровье подростков: проблемы и их решение.// Планирование семьи, 1996, №3, с. 24-24.
13.Сайко В. Д. Проблемы психологии современного подростка. - М., 1982.
14. М. Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Девочка - подросток - девушка. - М., 1981.
15. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. - Мальчик - подросток - юноша. - М., 1982.