Дипломная по теме: Психологические аспекты принятия управленческих решений

Название работы: Психологические аспекты принятия управленческих решений

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

111 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I: ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8

1.1. Сущность и характерные особенности решений 8

1.2. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений 16

1.3. Факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых решений 27

Глава II: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 35

2.1. Психофизиологические аспекты принятия решений 35

2.2. Уровни и этапы принятия решения 39

2.3. Психологический механизм принятия решения 44

Глава III: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 51

3.1. Организация и методы исследования 61

3.2. Анализ и интерпретация полученных данных 64

3.3. Методические рекомендации по усовершенствованию процесса принятия управленческих решений 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

ЛИТЕРАТУРА 86

ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Выдержка:

Введение.

Одной из характерных тенденций современного этапа раз¬вития науки является формирование новых направлений, объеди¬няющих различные (иногда, казалось бы, далекие друг от дру¬га по своему предмету и методам исследования) области науч¬ного знания. Именно к таким направлениям принадлежат исследования, относящиеся к проблеме принятия решений.

Возникнув как научно-практическая проблема в связи с нуж¬дами построения и оптимизации автоматизированных систем управления в различных сферах народного хозяйства (промыш¬ленность, транспорт, строительство) и рассматриваемая перво¬начально лишь как раздел общей теории управления, пробле¬ма принятия решения постепенно приобрела самостоятельное значение. Это повлекло за собой выделение и разработку разных уровней и аспектов принятия решения — психофизиологических, технических, кибернетических, социологических и т. д. В частно¬сти, проблема принятия решения стала теоретическим “стыком” целого ряда наук биологического цикла, подключивших разные аспекты этой проблемы к решению кардинальных вопросов функ¬циональной целесообразности и адаптивного поведения живых систем (Корнилова Т.В., Тихомиров О.К.).

Заинтересованность представителей различных областей на¬учного знания в разработке теории принятия решения, с одной стороны, создает определенные трудности, так как в каждой на¬уке формируются свои специфические подходы к проблеме, ис¬пользуются различные языки, понятийные аппараты и методы исследования (Голубков Е.П., Козлецкий Ю., Дружинин П.К., Конторов Д.С., Томашевский В.Г.). С другой стороны, объединение в рамках общей теории представителей разных наук создает особенно благопри¬ятные условия для плодотворных научных исследований.

Актуальность исследования заключается в том, что важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Цель данной квалификационной работы изучить проблемы повышение эффективности процесса принятия решений, за счёт правильного формирования готовности к принятию управленческих решений.

Объектом исследования является процесс принятия управленческих решений, а его предметом – факторы формирования готовности к принятию управленческих решений.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза: совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу и за счёт правильного формирования готовности к принятию управленческих решений.

Для доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать зарубежные и отечественные исследования, раскрывающие различные аспекты психологии принятия решений.

2. Определить сущность и характерные особенности процесса принятия управленческих решений.

3. Изучить принципы и этапы процесса принятия управленческих решений и роль руководителя.

4. Рассмотреть психологические аспекты процесса принятия решения

5. Определить факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых решений.

Общую теоретико-методологическую основу исследования составляют:

 принцип системности, который дает возможность понять и изучить особенности формирования готовности к принятию решений, влияющую на качество и эффективность управленческого аппарата;

 принцип развития, дающий возможность проследить развитие формирование готовности к принятию решений;

 принцип субдополнительности, который даёт представление об актуализации процессов, опосредствующих принятие решений в условиях риска (Тверски А., Фокс Д., Поппер К., Полани М.)

 принцип историзма, требующий изучения истории развития психологии принятия решений в историческом аспекте.

 идея о том, что решение – один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека (Голубков Е.П., Асмолов А.Г, Узнадзе Д.Н., Иванников В.А.);

 теория влияния ценностных ориентаций на способ, которым принимаются решения (Ингленд Д.);

 концепция функционально-уровневой регуляции принятия решений (Тихомиров О.К., Дернер Д.);

 теория процессах принятия решений, как отдельных самостоятельных составляющих в мире психологической реальности (Забродин Ю.М., Кочетков В.В., Сотникова К.Ю.).

В истории психологии принятия решений есть факт, что впервые за всю историю Нобелевских премий, премия по экономике, которая считается самой престижной наградой экономического мира, присуждена за исследования в области психологии. Ее лауреатом стал американец израильского происхождения Дэниэль Канеман (Daniel Kahneman) за исследования в области психологии принятия решений. Точнее, Даниэль Канеман из Принстонского университета был удостоен премии за "применение психологической методики в экономической науке, в особенности - при исследовании человеческого фактора и принятия решений в условиях неопределенности" (2003г.).

Организация и этапы исследования.

На первом этапе - научно-методического поиска - изучались научные подходы к проблеме психологии принятия решений в отечественной и зарубежной психологии.

На втором этапе – организационном - осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.

На третьем этапе — констатирующем эксперименте — выполнялось исследование по изучению формирования готовности к принятию управленческих решений.

На четвертом этапе — заключительном — были обобщены полученные результаты и составлены рекомендации и выводы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

 теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

 эмпирическое исследование возможностей диагностики формирования готовности к принятию решений с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, тестирования.

 содержательная интерпретация и количественный анализ результатов

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные полученные в ходе исследования могут использоваться в работе практического психолога, начальниками отделов на предприятии, для усовершенствования работы управленческого аппарата и подготовки новых руководящих кадров, а так же теми кого интересует проблема принятия управленческих решений.

Структура и объем выпускной квалификационной работы:

Данная квалификационная работа состоит из трёх глав. В первой главе рассматривается сущность управленческих решений, указываются характерные особенности решений, факторы, определяющие их качество и эффективность, также приводится классификация управленческих решений, принципы и этапы данного процесса, роль руководителя в нем.

Во второй главе рассматриваются психологические аспекты процесса принятия решения, уровни, этапы и нейрофизиологические механизмы, а так же факторы формирования готовности к принятию решения.

В третей главе описывается исследование по формирования готовности к принятию управленческих решений сотрудниками в главном управлении ГУ и ЧС Краснодарского края Новокубанского района, сформулированы выводы и практические рекомендации.

Работа изложена на 110 страницах машинописного текста, иллюстрирована 3 таблицами. Состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 68 источников, и 3 приложений.

Этапы развития явления трансформируются в структурные уровни его организации и выступают затем как функциональные ступени дальнейших творческих взаимодействий.

Это — всеобщий принцип развития. Рассмотрим его примени¬тельно к психологической проблеме принятия решения, опираясь на данные психологических экспериментов.

Прежде всего, обратимся к этапам развития психологического обеспечения принятия решения.

В результате экспериментального изучения умственного разви¬тия ребенка было выделено пять достаточно отличаю¬щихся друг от друга этапов [31].

Первый из них характеризуется неспособностью действовать “в уме” (во внутреннем плане). Дети, находящиеся на этом этапе, способны решать задачи лишь во внешнем плане, манипулируя непосредственно вещами. Активность ребенка побуждается только практическими потребностями. Способы действий не осознаются. Процессы и продукты действий слиты (не расчленены для самого ребенка). Цели форми¬руются и достигаются под непосредственным контролем вещей. В основе регуляции действий лежит непосредственное восприятие ситуации. Эмоции — единственное, что выступает здесь в роли об¬ратной связи.

На втором этапе задачи также решаются лишь во внешнем плане, путем манипулирования вещами. Однако дети уже способ¬ны воспроизводить сложившиеся во внешнем плане действия по словесному указанию взрослого, т. е. связывать словесную модель ситуации с ее непосредственным восприятием. Верно, слово вы¬ступает здесь лишь как обычный “сигнал сигнала”: оно срабаты¬вает, когда у ребенка уже имеется соответствующая программа, подготовленная во внешнем плане. Дети на этом этапе способны воспроизводить во внутреннем плане продукты собственных дей¬ствий, выражать их словесно, а, следовательно, осознавать их. Однако попытки действовать непосредственно “в уме” приводят к “утере задачи”, к распаду деятельности. Манипулирование веща¬ми происходит без достаточно осмысленного плана, замысла. Соот¬несение частной и общей целей недостижимо: решение частной задачи превращается в самоцель, общая задача растворяется, выталкивается. Действия контролируются преимущественно веща¬ми. Оценка эмоциональна, хотя внешние речевые указания уже начинают влиять и на выбор цели, и на контроль действия, и на его регуляцию, и оценку.

На третьем этапе задачи могут быть решены манипуляцией представлениями вещей. Происходит расчленение продукта и про¬цесса действия — способы действий (процессы) вскрываются, ста¬новятся доступными “оречевлению”, осознанию. Они составляют основу формирующихся операций. Слово приобретает качественно иную функцию. Оно становится не просто сигналом сигнала, а зна¬ковым сигналом, который не только активизирует готовую коман¬ду, но может нести в себе зародыш собственной команды — заро¬дыш программы действий. Прежде программа действий, соответ¬ствующая речевому сигналу, была скрыта внутри. Теперь намечается возможность ее вынесения вовне. До этого дети не имели способности к построению самокоманды. На данном этапе такая способность начинает складываться. Однако ее реализация еще сильно затруднена относительным несовершенством теперь уже организации внешнего плана действий: дети затрудняются в понимании условий задачи — у них нет достаточных данных для “считывания” значений знаковых сигналов в образованиях внеш¬него плана; они часто теряют задачу: “считывание” оказывается весьма сложной деятельностью. Вместе с тем существенно расши¬ряется сфера стимуляции — появляются собственно познаватель¬ные потребности и целеполагания, хотя функцию контроля дейст¬вий все еще выполняют преимущественно вещи, а в самостоятель¬ной оценке результатов действий доминируют эмоции.

Список литературы:

1. Авдулова Т.П. Психология менеджмента. – М., 2003.

2. Адлер Г. Техника развития интеллекта. - Пер. с англ. – СПб., 2001.

3. Андрушкив Б.М., Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. – Львов, 1999.

4. Анохин П. К. Принятие решения в психологии. – М., 19974.

5. Арсеньев Ю.Н. Принятие решений. Интегрированные интеллектуальные системы. – М., 2003.

6. Архипова Н.И.,Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. – М.,1998.

7. Барский А.Б. Нейронные сети: распознавание, управление, принятие решений. – М., 2004.

8. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих решений. Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

9. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 2001.

10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.,1996.

11. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1999.

12. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы 21 века? //Педагогика, №10, 2001. С.3.

13. Голубков Е.П. Какое принять решение? – М., 1999.

14. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. – М., 1996.

15. Дернер Д. Логика неудач – М., 1997.

16. Доусон Р. Уверенно принимать решения. Пер. с англ. – М., 1996.

17. Кабаченко Т.С.. Психология управления – М., 2003.

18. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. – М., 1996.

19. Карташова Л.В. и др. Организационное поведение. – М., 2002.

20. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. – Казнь, 1969.

21. Козлецкий Ю. Психологическая теория решений. – М., 1979.

22. Корнилов А.П., Булыгина В.Г., Корнилова Т.В. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал. 1993. № 1. с. 90-99.

23. Корнилова Т.В. Многомерность фактора субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) // Психологический журнал. 1998. № 6. с. 40-51.

24. Корнилова Т.В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. – М., 1987.

25. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов – М., 2003.

26. Кохно П.А. и др. Менеджмент. – М., 1999.

27. Кочетков В.В., Скотников И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. – М., 1993.

28. Крылов А.А. Психология. М.,1999.

29. Курчиков Л. Н. Неопределенность и определенность. – М., 2002.

30. Кушнарева В.В. Роль "подсказок" в принятии решений (на материале компьютерной игры) // Вестник Московского Университета. Серия 14 Психология. №3. 2002. С.29-37

31. Ларичев О.И. Теория и методы приняитя решений (а также хроника событий в Водшебных странах): Учебник. Издание второе, перераб. и доп.–М., 2002.

32. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. – СПб., 1997.

33. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. – М., 2002.

34. Магазинник В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений // Психологический журнал. 1997. № 7. с. 90 -102.

35. Маилян С.С. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел. – М., 2000.

36. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. – М., 2001.

37. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. – М., 1996.

38. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. Пер. с англ. - СПб., 2002.

39. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. – М., 1998.

40. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн. 3: Психодиагностика. – М., 1998.

41. Петров А.В., Федулов Ю.Г. Подготовка и принятие управленческих решений. – М., 2000.

42. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. – М., 1998.

43. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1996

44. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М., 1999.

45. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

46. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев, 2000.

47. Рощин С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Писхологический журнал. 1993. № 5. с. 98-109.

48. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. – М., 1984.

49. Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. – СПб, 2003.

50. Скринская Т.П. Об одном аксиоматическом методе поддержки групповых решений. – М., 2001

51. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. – М., 1996.

52. Соколов Е.Н. Психофизиология принятия решений // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений / Под ред. Б.Ф. Ломова и др. – М., 1981.

53. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. – М., 1985.

54. Субботин В.Е. Принятие решения // Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 2003.

55. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности. – М., 1999.

56. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966.

57. Управление персоналом организации: Ученик / Под ред. А. Я. Кибанова. – М., 1997.

58. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М., 1996.

59. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.,1997.

60. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М., 1997.

61. Фестингер Л. Когнитивный диссонанс. – СПб., 1999.

62. Хоган К. Психология убеждения: Как добиться поставленной цели: Пер. с англ. – М., 2004.

63. Холодная М.А. Психология интеллекта. – Томск, 1996.

64. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. – М., 1996.

65. Шегда А.В. Основы менеджмента. – М., 1998.

66. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Перю с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М., 2000.

67. Элвин Тоффлер. Метаморфозы власти. Пер. с англ.: - М., 2003.

68. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. – М., 1999.

Похожие работы на данную тему