ВВЕДЕНИЕ
Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обуславливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Российской Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.
Основные направления реформы – это снижение налоговой нагрузки, сокращение числа налогов, рационализация остающихся налогов, улучшение налогового администрирования и в конечном итоге – создание стабильной, понятной и предсказуемой налоговой системы, привлекательной для инвестиций и способствующей экономическому росту. Наиболее важные меры, которые предусматриваются в рамках реформы, состоят в отмене оборотных налогов, исправлении многочисленных деформаций в налоге на прибыль и в некоторых других налогах, снижении совокупной налоговой нагрузки на заработную плату.
Налоги – необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо её целенаправленное развитие с учетом интересов общества.
Налоги представляют собой обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Однако ежегодно бюджеты всех уровней по причине «ухода» от налогов несут серьезные потери. Налоговые органы фиксируют постоянный рост количества налогоплательщиков, что, зачастую, не сопровождается адекватным увеличением поступления налогов. При этом специфика налоговых поступлений такова, что наибольшие суммы в бюджет поступают от крупных организаций. Одновременно большое количество плательщиков малого бизнеса создает серьезные проблемы при осуществлении налогового контроля. Как показывает практика налоговые правонарушения в больших организациях нередки. причем в целом ряде случаев они не носят преднамеренного характера. Нельзя забывать о том, что налоговое законодательство в РФ является сложным, нестабильным, а малая фирма не всегда может позволить себе пригласить на работу высококвалифицированного бухгалтера. Упрощение правил налогообложения для таких организаций – объективная необходимость и одна из важнейших задач проводимой налоговой реформы.
Для упрощения налогообложения и усиления контроля в РФ взимаются налоги, которые объединены в группу «Налоги на совокупный доход». В состав этой группы входят: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (введен с 1991г.) и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (введен с 1999г.). В основе объединения данных налогов лежит следующий принцип: налогоплательщики уплачивают практически один (единый) налог и соответственно не являются плательщиками целого ряда остальных налогов
Цель данной работы - изучить и проанализировать применение УСН, провести сравнительный анализ методики определения единого налога по ставке 6%, 15% или общей системы налогообложения, а также определить роль налогов на совокупный доход в финансовом развитии города.
Задачами данной работы являются:
- научное исследование теории и методики применения УСН;
- анализ практического применения УСН на примере конкретного предприятия;
- анализ формирования и исполнения местного бюджета.
Для решения поставленных задач мною изучены действующие нормативные документы, теоретические методы и средства, которые предлагают ученые различных экономических направлений, используемые в макроэкономическом управлении, Налоговый кодекс РФ.
Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь мясной и пищевой промышленности, коммунальное хозяйство, а также социальная сфера. которая является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Бюджет города по доходам за 2002 г. наглядно представлен в таблице 1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26 ноября 2003 года № 639 – КЗ.
2. Изменения и дополнения № 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56
« По применению закона Российской Федерации « О плате за землю»»
3. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации (части первой и второй). – М.: Проспект, 2004 г.
4. Методические рекомендации по применению главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом МНС РФ от 20 ноября 2000 г. № БГ -3 -08 -/415// Экономика и жизнь.- 2000.- № 50.
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая).- М.:
Проспект, 2004 г.
6. Налоги на имущество физических лиц. – М.: «Ось -89», 2000.- 32 с.
7. Наследование и дарение: Порядок исчисления и уплаты. Льготы. Ставки. Инструкция ГНС РФ № 32.- М.: «Ось -89», 2000.- 32 с. (Инструкция).
8. По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»: Инструкция МНС РФ от 02.ноября 1999 г № 54 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 6, 7 февраля.
9. Приказ МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ – 3 -03 / 415 «Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 « Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
10. Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.: Экономика, 2000 г.
11. Караева Н.В.Налоговое регулирование рыночной экономики.- М.: ЮНИТИ, 2000.
12. Ключевский В.О. Соч.- М.: Мысль, 1989.- Т.YI. – с.159 -160.
13. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. -399с.
14. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 544 с.
15. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.- 444 с.
16. Налоги и налогообложение:Учебник для вузов/Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Спб.: Питер, 2000.
17. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство /Под ред. Е.Н. Евстигнеева.- СПб.: Питер, 2000.
18. Налоговое право: Учебное пособие /Отв.ред. С.Г.Пепеляев. – М.: ФБК – ПРЕСС, 1995.
19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2000.
20. Риккардо Д.Начало политической экономики и податного обложения. Т2
М.: СОЦЭКГИЗ, 1935.- с. 110
21. Соловьев С.М. Собр. соч.- Книга 2.- М.: Мысль, 1988.- с.11160
22. СелезневаН.Н. Налоги и налоговая система России. Схемы, комментарии, тесты, задачи: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2001.
23. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Д.Г. Черника. 2 –е изд.- М.: ЮНИТИ, 2000
24. ЮткинаТ.Ф.Налоги и налогообложение:Учебник – М.: ИНФРА – М,
2002. – 576 с.
25. ЮткинаТ.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.:ИНФРА – М,
2001г.