Дипломная по теме: Анализ мистических символов запада и востока

Название работы: Анализ мистических символов запада и востока

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Философия

Страниц:

91 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СИМВОЛИЗМ КАК СВОЙСТВО КУЛЬТУРЫ 5

1.1. Исследования культуры как символической системы 5

1.2. Символьная сущность культуры 12

1.3. Символика как одна из форм культуры 13

1.4. Смысловая нагрузка символики 16

ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИСТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ ЗАПАДА И ВОСТОКА 23

2.1. Мистические символы Европы 23

2.1.1. Временная специфика мистики Запада 23

2.1.2. Основные направления, создававшие мистические символы 25

2.2. Мистические символы Востока 46

2.2.1. Временная специфика мистики Востока 46

2.2.2. Основные мистические символы Востока 48

2.2.2. Счастливые символы и знаки Фэн-Шуй 51

2.3. Общие для востока и Запада мистические символы 59

2.3.1. Свастика 59

2.3.2. Знаки Зодиака 64

2.3.3. Сердце 72

2.3.4. Огонь 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что поле исследований символического достаточно обширно, это и философские концепции, и социологические теории культурной семиотики, и специфические школы «символического» в культурантропологических исследованиях. Если проводить различие между этими пластами исследования символического, то, в самом общем виде, оно проявляется в том, что в философии культуры акцент делается на необходимости поиска смыслообразующих составляющих бытия человека. Поэтому знаками-символами чаще всего считают те, которые отсылают нас к миру нравственных и эстетических идеалов, мифу, религии, искусству. В то время как, в социологии культуры и культурантропологии, мир символического трактуется более широко, отождествляясь иногда с любыми, достаточно сложными знаковыми системами.

Целью данного дипломного исследования является проведение сравнительного анализа мистических символов Запада и Востока.

Задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть символизм как свойство культуры.

3. Провести сравнительный анализ мистических символов Запада и Востока.

Предмет исследования: проведение сравнительного анализа мистических символов Запада и Востока.

Объект исследования: мистические символы.

Гипотеза: существуют общие для Востока и Запада мистические символы.

Символ от греч. symbolon – знак - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.

Символ - определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др.

Область исследований символического в ХХ столетии достаточно широка – от философии культуры до социологических и культурантропологических поисков в этой области. Некоторые исследователи истории культурологической мысли полагают, что философия культуры «читает» символы «по вертикали», используя символические формы для проникновения в иерархию культурных ценностей. В то время, как для социологии культуры, характерен интерес к цивилизационной «горизонтали», где символические структуры дают картину бесконечных и разнообразных сетей коммуникаций, которыми опутано современное общество.

Символ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в сим- вол, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия. «Я называю символом всякую структуру значения, - писал П. Рикер, -где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Это круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле».

Орден вольных каменщиков - организация глубоко конспиративная. Масонская тайна - одно из основных правил братства. При приеме в масонство вновь вступающий дает клятву сохранять глубокую тайну и верность своему ордену. Посвящаемый при приеме читает следующий текст клятвы: «Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания ордена тайны знаков, прикосновений, слов, доктрины и обычаев Франкомасонства и хранить о нем вечное молчание, обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязуюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталось ни следа, ни памяти изменника».

Эта страшная клятва обязывает каждого масона: никто из масонов не имеет права открывать среди непосвященных принадлежность к масонству кого-либо из своих братьев.

«Масонство должно чувствоваться везде, и нигде оно не должно быть явным». (Конвент Великого Востока. 1922 г., журнал «Луч света», кн. 6.)

Вступая в масонский орден, масон всецело и безраздельно принадлежит последнему. Масон должен быть гражданином, но он должен быть прежде всего масоном.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев Р.Т. Религиоведение. М., 2001.

2. Адворов Л.Т. История христианства. М., 1999.

3. Астрология: Учебно-методическое пособие./ Сост. А.Московский.

4. Буртазаев И.С. История религий. М., 1999.

5. Вайсберг В. Лекции по астрологии (начальный курс). Часть I.

6. Ваможный К.М. Христианство. М., 1999.

7. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.

8. Глоба П. Анализ и синтез космограмм.

9. Глоба П.П. Анализ и синтез космограмм. - Л.: Тритас, 1991.

10. Григоренко А.Ю. Разноликая магия, М., Советская Россия, 1987.

11. Гудмен Л. Астрология с улыбкой./ Пер. с англ. - М.: ИКС, 1991.

12. Гурштейн А.А. Реконструкция происхождения зодиакальных созвездий.// Историко-астрономические исследования. Вып. 23. - М.: Наука, 1991.

13. Джордж Сорос. Алхимия финансов. - М.: Инфра – М, 1998.- 416 с.

14. Джуа Микеле. История химии - М., Мир 1996 год.

15. Димитров Е.К. Религиоведение. М., 1999.

16. Дмитрие Л.К. История религий. М., 2001.

17. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. Репринтное воспроизведение. - М.: «Церковь», 1995. - 528 с.

18. Зодиак в истории культуры.// Вестник древней истории. - 1995. - N1.

19. Карташов В.А. Собрание сочинений: В 2т.Т.2: Очерки по истории русской церкви. - М.: ТЕРРА, 1992.-565 с.

20. Каутский К. Происхождение христианства, М., Издательство политической литературы, 1990.

21. Керлот Х.Э. Словарь символов.

22. Левин М. Лекции по астрологии (начальный курс).

23. Луи Повель. Жак Бержье. Утро магов Пер. с фр. - К.: "София", Ltd. 1994. 480 с.

24. Михайлов И.А. История. М., 1993.

25. Нейгебауер О. Точные науки в древности.

26. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.- 368с.

27. Подводный А. Общая астрология. Знаки Зодиака.

28. Подводный А. Общая астрология. Знаки Зодиака. - М., 1992.

29. Подводный А. Эзотерическая астрология. - М.: ЦАИ, 1996.

30. Полосин В. Население и вера в иное //“НГ- Религии” №2, февраль 1998г.

31. Рабинович В. Л. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М., 1975.

32. Радугин А.А. Введение в религиоведение М., 1997.

33. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.- 160с.

34. Религии мира. М., 1996.

35. Русич И.А. Истоки религиозных догм. М., 1999.

36. Рябушкин Н.В., Г.И. Царегородцев Наказание ли божье?, М., «Издательство политической литературы», 1988.

37. Сакоян Ф., Эккер Л. Большой учебник астрологии. Кн. 1./ Пер. с англ. - М., 1992.

38. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 672с.

39. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь.

40. Семира, Веташ В. Искусство астрологии. В 2 ч. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.

41. Словарь античности.

42. Социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998.- 560с.

43. Степная. Я.Д. Христианство. М., 1993.

44. Струве Н.А. Православие и культура - М.: Христианское изд-во, 1992.- 337с.

45. Топоров В. Месяцы.// Мифы народов мира.

46. Философия: Курс лекций. /Под ред. В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- 384с.

47. Хоувелл Э.О. Письма астролога. Юнговский синхронизм в астрологических знаках и эпохах./ Пер. с англ. Н.Ермильченко. - М.: Урания, 1994.

48. Шах Идрис. Суфии – М., Локид, Миф 1999 год.

49. Яковлев И.А. Великая история России. М., 2001.

50. Ярмоленко М.П. История мировых религий. М., 2001.

Похожие работы на данную тему