Введение
В любой стране государственный бюджет – это наиболее точная форма выражения существа государственной власти. Процесс его исполнения наглядно демонстрирует ее настоящий характер.
Сегодня очевидно, что средств, выделяемых из бюджета и внебюджетных страховых фондов на содержание и развитие здравоохранения, социальной защиты населения, народного образования, культуры и других отраслей непроизводственной сферы, явно недостаточно.
В условиях экономического кризиса, растущего спада общественного производства и под влиянием инфляционных процессов острота этой проблемы продолжает возрастать.
Тем не менее каждый член общества должен пользоваться определенным минимумом средств существования, на образование, здравоохранение, культуру и т.д.
Для удовлетворения этих потребностей необходимы огромные средства, которые получают с налогоплательщиков.
В этой связи велика роль учета и контроля в обеспечении бюджетными ресурсами и рационального, экономного их использования.
Бухгалтерский учет охватывает все стороны экономической и хозяйственной деятельности учреждений и организаций состоящих на бюджете.
Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявлять скрытые резервы, обнаруживать нарушения режима экономии плановой и финансово – бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.
Сегодня, когда существует определенная напряженность в бюджетном финансировании, характер власти должен проявляться в усилении бюджетной дисциплины.
Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом.
На сегодняшний день основным инструментом, обеспечивающим экономическую безопасность государства на уровне технологий исполнения бюджета, выступает федеральное казначейство. Казначейство, представляя собой центральную часть системы государственного финансового управления расходами в бюджетной сфере, расширяя спектр своего контроля за госрасходами.
Современные экономические отношения требуют качественной перестройки системы бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
Актуальность этих требований вызвана следующими факторами:
- необходимость экономии денежных средств из-за острой напряженности бюджетов всех уровней;
- недопустимость нецелевого использования бюджетных средств;
- гарантированной ожесточенности сохранности финансовых средств и материальных ценностей;
- унификации бухгалтерского учета и сближения его методики с методикой бухгалтерского учета стран Запада;
- большим количеством источников средств формирования бюджета (резко возросло количество налогов).
Поэтому в последнее десятилетие возрастают требования к уровню квалификации работников, занимающихся учетом в бюджетных организациях, и совершенствования всей системы бухгалтерского учета.
Все это должно обеспечить достаточную простоту, прозрачность и наглядность бухгалтерского учета.
В дипломной работе поставлена цель – изучить постановку бухгалтерского учета в Финансовом отделе Тереньгульского района, в совершенстве овладеть методикой ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
Исходя из этого поставлены следующие задачи:
- изучить основы бюджетного устройства РФ;
- изучить бюджетную классификацию РФ;
- изучить организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на примере Финансового отдела Тереньгульского района;
- изучить отчетность в Финансовом отделе Тереньгульского района;
2.2 Учет основных средств и малоценных предметов
Одним из важнейших условий эффективной деятельности Финансовом отделе является оснащение основными средствами.
К основным средствам относятся материально – вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев и стоимостью на дату приобретения за единицу свыше 50 - кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
В составе основных средств учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные средства.
Учет основных средств рассматривает следующие вопросы:
- бухгалтерский учет основных средств: поступление, внутренние перемещения, изменения стоимости и выбытие;
- начисление годового износа, расчет переоценки и доначисление износа основных средств;
- списание основных средств;
- подготовка к проведению инвентаризации;
- подготовка и передача информации в программу « Главная книга».
Все основные средства в Финансовом отделе находятся на ответственном хранение должностных лиц, назначенных приказом № 3 от 15.01.2003 года «Об учетной политике на 2003 год».
Должностные лица ведут инвентарные списки основных средств ф.ОС- 13, следят за сохранностью и ведут по ним учет всех изменений /8/.
При смене материально ответственного лица производится инвентаризация основных средств, находящихся на его хранении, о чем составляется приемо- сдаточный акт. Акт утверждается руководителем Финансового отдела.
Основные средства в бухгалтерском учете отражаются по фактическим расходам на их приобретение, включая налог на добавленную стоимость, а объекты, которые подвергались переоценке, по восстановительной стоимости.
Поступление основных средств, внутреннее перемещение, выдача их со склада оформляются следующими первичными документами:
- акт приемки-передачи основных средств ф.ОС-1;
- накладная на внутреннее перемещение основных средств ф.ОС-2;
- акт приемки-сдачи отремонтированных объектов ф.ОС-3.
При поступление в Финансовый отдел основных средств от других учреждений комиссией, назначенной руководителем, составляется акт приемки-передачи основных средств ф.ОС-1 в двух экземплярах. К акту прилагается техническая документация, акт утверждается начальником.
Объекту присваивается инвентарный номер, который проставляется в документах. Инвентарный номер состоит из восьми знаков.
Литература
1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21ноября 1996 г. №129-ФЗ.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2000.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.I,II- М.,1998-2000.
4. Трудовой кодекс принят Государственной Думой федерального собрания Российской Федерации от 21.12.2001г. Издательство Норма (издательская группа норма – ИН ФРА-М) М.-2002.
5. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н
6. Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью. Утверждена приказом Минфина России от 15 июня 2000 г. № 54н.
7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49.
8. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 декабря 1997 г. № 71а.
9. Общероссийский классификатор основных фондов. Утвержден постановлением Госкомстата России от 26 декабря 1994 г. № 359 (введен в действие с 1 января 1996 г.).
10. Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР. Утверждены Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 г. № 824.
11. О порядке применения нормативных документов по амортизационной политике и переоценке основных фондов в 1998 г. Письмо Госкомстата Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № ВГ-23/3747
12. Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ.
13. О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год. Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ.
14. Об утверждении тарифных коэффициентов единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2000 г. № 284.
15. О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах. Постановление Министерства труда и социального развития Российской федерации от 17 мая 2000 г. № 38.
16. Порядок ведения кассовых операций в Российской федерации. Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 4 октября 1993 г.№18.
17. Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006.
18. Об утверждении правил оформления и выдачи в 1999 г. разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 9-н .
19. Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 19 апреля 2000 г. № 46-н.
20. О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства. Совместное письмо Министерства финансов РФ от 5 мая 1997 г. № 36н и Центрального банка РФ от 11 апреля 1997 г. № 433а.
21. Инструкция о безналичных расчетах. Утверждена Центральным банком Российской Федерации от 9 июля 1992 г.№ 14.
22. Инструкция о бюджетной классификации Российской Федерации. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 1н с изменениями и дополнениями.
23. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред.проф. Ю.А. Бабаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.
24. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред. М.В.Романовского, О.В.Рублевской.- М.-Юрайт,1999.
25. Журнал БиНО: Бюджетные учреждения. Издательство фирма «Экар» № 1-12 2001г.
26. Журнал Бухгалтерский учет № 12 . 2001 г.
27. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях». Издательство «Проспект», М. 2002г.
28. Поляк Г.Б. Финановое обеспечение социальной сферы.- М: Финансы и статистика 1998.
29. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2001.
30.Солянникова С.П. Бюджеты территорий.- М: Финансы и статистика,1993.