Введение
До 1917 года в России была казначейская система, после 1917 года функция сбора налогов и распределение бюджетных средств была возложена на центральный банк и министерство финансов. К девяностым годам назрела необходимость вновь вернуться к системе казначейского учета. В условиях перестройки экономики из «социалистической» в экономику развивающуюся по всеобщим экономическим законам актуальность создания систем федерального казначейства до концентрации движения всех потоков бюджетных средств и до контроля за их формирования, и целевым использованием еще больше возросла /5/.
Целью создания органов федерального казначейства явилось: эффективное управление доходами и расходами, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиление контроля за целевым и экономным использованием государственных средств, укрепление бюджетной дисциплины, доведение бюджетных средств, до конечных средств получателей в соответствии с принятым распорядителем бюджетных средств, с целью не допуска не санкционированного роста кредиторской задолженности бюджетных учреждений в федеральном казначействе вводится обязательная регистрация договоров и обязательств, заключаемых бюджетными получателями.
К функциям федерального казначейства относятся: учет государственных финансов, контроль в сфере соблюдения бюджетного законодательства, а так же эффективное управление бюджетными ресурсами. Система исполнения бюджета органами федерального казначейства Министерства Финансов России постоянно развивается, имеет организационную инфраструктуру, позволяющую осуществлять полномасштабный учет и эффективный надзор за поступлением и целевым использованием бюджетных средств. Участие федерального казначейства в процессе формирования и контроля над расходами бюджета ориентировано на то, чтобы максимально точно определить объем ресурсной базы бюджета, как в целом, так и по отдельным видам налогов и административным единицам. А наличие у распорядителей кредитов информации «о состоянии и движении бюджетных средств» предоставляет широкие возможности для гибкого маневрирования ресурсами. Кроме этого участие казначейства необходимо для определения, исходя из прогнозируемой ресурсной базы, приоритетных в настоящий момент направлений и объемов финансирования бюджета /5,25/. Все это, безусловно, позволяет обеспечить большую эффективность использования бюджетных средств и стабильность финансирования бюджетных организаций. Казначейская система базируется на принципах единства кассы, осуществления бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на казначейском счете, централизации информации и контроля. Казначейское исполнение бюджета предусматривает четкую схему доведения выделенных из бюджета средств до каждого получателя бюджетных средств. При этом на всем
пути следования средства физически не попадают на счета нижестоящих распорядителей, а доводятся до получателей на основании реестров вышестоящих органов /4/. Следует подчеркнуть, что при этом объем прав распорядителей бюджетных ассигнований не уменьшилось, а управляемость, прозрачность движения, защищенность бюджетных средств от несанкционированного использования возрастают многократно.
Целью исследования является «Учет и анализ исполнения Федерального бюджета» рассмотреть на примере Тереньгульского Отделения Федерального Казначейства. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. цель создания Федерального Казначейства;
2. изучить организацию бухгалтерского учета исполнения бюджета;
3. провести анализ исполнения Федерального бюджета.
На примере Отделения Федерального Казначейства по Тереньгульскому району.
Отделение Федерального Казначейства Тереньгульского района создано 07 февраля 1994г, является территориальным органом федерального казначейства, входит в систему органов исполнительной власти и подчиняется вышестоящему органу федерального казначейства.
Теоретической основой исследования явились - закон « О бухгалтерском учете», нормативные акты, труды ученных, постановления Совета Министров, приказы и распоряжения Министерства Финансов РФ, указания вышестоящей организации, а практической основой исследования явились документы по бухгалтерскому учету Отделения Федерального Казначейства.
Отчет об обязательствах, исполненных за счет бюджетных и внебюджетных средств, по отдельным кодам бюджетной классификации Российской Федерации – форма 714 (Приложение 19).
Отчет об остатках средств федерального бюджета на лицевых счетах в органах федерального казначейства на конец года – форма 602 (Приложение 20);
Отчет об остатках средств федерального бюджета на лицевых счетах в органах федерального казначейства на конец года по отдельным кодам бюджетной классификации Российской Федерации – форма 702 (Приложение 21).
Рассмотрим поподробнее» Баланс исполнения федерального бюджета (форма 612) «. Баланс исполнения федерального бюджета характеризует общее состояние исполнения федерального бюджета отчетного года и прошлых лет на территории субъекта Российской Федерации и составляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. Бухгалтерские счета группируются в балансе по 14 разделам (восьми разделам актива баланса и шести разделам пассива баланса) с отражением остатков по ним на начало отчетного финансового года (графа 3) и на конец отчетного финансового года до годового заключения счетов (графа4) и после годового заключения счетов бухгалтерского учета (графа5).
АКТИВ БАЛАНСА
Раздел- I . Бюджетные средства.
По счету 1011 (код строки 021) отражается остаток средств регулирующих налогов по лицевым счетам, открытым органам федерального казначейства в учреждениях Банка России и кредитных организациях на балансовом счете 40101( символы отчетности банка01и 01). Остаток средств регулирующих налогов на счетах органов федерального казначейства открытых на балансовом счете 40101 должен быть полностью распределен и по состоянию на январь 2002г равен нулю в соответствии с пунктом 4 Порядка завершения исполнения федерального бюджета на 2001год, утвержденным приказом Минфина России от 11 декабря 2001 года №110н.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г №145-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998г №146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000г №117-ФЗ.
4. Федеральный Закон от 28.03.2002г №32-ФЗ О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон « О Бухгалтерском учете».
5. Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992г №1556 «О Федеральном Казначействе»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999г №806 «О порядке учета территориальными органами Федерального Казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств Федерального бюджета»
7. Приказ Минфина Российской Федерации от 29.07.1998г №34н об утверждении положения «По ведению Бухгалтерского учета и Бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
8. Приказ Минфина Российской Федерации от 17.02.1999г №15н об утверждении инструкции « по Бухгалтерскому учету исполнения бюджетов».
9. Приказ Минфина Российской Федерации от 30.12.1999г №106н об утверждении инструкции «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального Казначейства, Министерства Финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов Федерального бюджета».
10. Приказ Минфина Российской Федерации от 30.12.1999г №107н об утверждении инструкции « По Бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях».
11. Приказ Минфина Российской Федерации от 28.12.2001г №118н о продлении срока действия приказа от 25 мая 1999г №38н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и внесении в него изменений и дополнений.
12. Балдинова А..И., Дементей О.И, и др. « Бухгалтерский учет», Минск.: Высшая школа 1999г.
13. Безренин П.С. « Бухгалтерский учет», М.: Проспект 1994г.
14. Кондраков Н.П.,Кондраков И.Н. « Бухгалтерский учет в бюджетных организациях», М.: Проспект 2000г.
15. Токарев И.Н. « Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях», М. : Проспект 2001г
16. Рогозин Б.А.. «Бухгалтерский учет и налоговое планирование», М.:Политиздат 1995г.
17. Токарев И.Н. «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях», М. : ИД ФБК-ПРЕСС 2001г.
18. Российская газета, 2000г.,№6 «Положение о временном порядке доходов».
19. Журнал: Бухгалтерский учет и налоги. Издательство Дело и Сервис 2000г.
20. Журнал: Бухгалтерский учет. Учредитель Министерство финансов Российской Федерации 1999г.
21. Журнал: Главбух. Учредитель консультационно-Финансовый центр «Актион» №4 2001г.
22. Журнал: БИНО «Бюджетные учреждения №2,4,8 2002г.
23. Журнал: для современного бухгалтера «Расчет» №4 2001г.
24. Журнал: Нормативные акты для бухгалтера №10 2001г.
25. Нестеренко Т.Г. Стенограмма селекторного совещания по исполнению бюджета 2000г.