ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система постоянно развивается и совершенствуется .
В настоящее время налоги являются одним из основных средств источников доходной части бюджета. А ведь налоги существуют с тех самых времен, когда стали возникать государства.
Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале 18 века Петром 1.
А подоходный налог как таковой был введен в январе 1917 года указом о введении в России подоходного налога.
Интересно отметить, что одним из первых декретов, утвержденных в годы советской власти, был декрет от 27 ноября (7 декабря) 1917 года «О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискаций имущества и тюремного заключения ) и принуждении к исполнению предписаний декрета силами Красной гвардии и милиции»
И в настоящее время одним из источников формирования доходов федерального бюджета является налог на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц (далее - налог) исчисляется с уплачивается на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), введено в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118- ФЗ « О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
Этот налог введен вместо существовавшего ранее подоходного налога , который взимался на основании Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 года № 1998 –1 «О подоходном налоге с физических лиц».
Состав плательщиков налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики ) - в сравнении с плательщиками подоходного налога - не изменился, однако определение плательщиков налога сформулировано теперь с использованием понятия «налоговый резидент Российской Федерации» .
Кодекс установил, что налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Доказательством принадлежности к гражданству Российской Федерации является паспорт гражданина Российской Федерации (удостоверение личности гражданина Российской Федерации ) , а до момента получения указанных документов свидетельство о рождении или иной документ , содержащий указание на гражданство лица.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющего гражданства Российской Федерации.
Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.
Лицо без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
В силу закона налоговыми резидентами Российской Федерации являются те физические лица, которые фактически находятся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Однако в данном случае может возникнуть противоречие поскольку в начале года любой налогоплательщик теоретически является налоговым резидентом, поскольку находится на территории Российской Федерации менее 183 дней. Поэтому необходимо помнить, что на начало года налоговыми резидентами считаются граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете, а также иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на начало в трудовых отношениях с организациями, с учетом того, что в предыдущем календарном году продолжительность их работы на территории нашего государства превышала 183 дня. Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится на дату завершения пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Кодекс дает разграничение доходов, полученных от источников в Российской Федерации, и доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации. Ранее такого четкого описания разграничения в законодательстве не было. Однако из спорных моментов является необходимость такого подробного перечисления указанных видов доходов, поскольку и перечень доходов, полученных от источников в Российской Федерации, и перечень доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, являются открытыми. Законодательством также определено, что при возникновении сложностей при отнесении доходов к тому или иному виду либо при разделении дохода на доли данный вопрос будет решаться Министерством финансов Российской Федерации. Действующим законодательством установлен ряд налоговых вычетов, в число которых входят стандартные, социальные, имущественные и рофессиональные. Так же одним из главных нововедений в отношении налога на доходы физических лиц является отказ от дифференцированной шкалы налогообложения .
Большая часть доходов подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, облагаются по налоговой ставке в размере 13 %. Однако ряд доходов облагается по ставкам 35 или 30 процентов .
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду, и представляет собой сумму сложения всех сумм налога , исчисленных по разным основаниям.
Далее мы рассмотрим как ведется учет и порядок уплаты налога на доходы физических лиц на предприятии АО «Заря».
Налог на доходы физических лиц – это основная задача государства облегчить исчисления и удержания от налоговой базы, так как это основания бюджета государства.
В выпускной работе описывается какие налоговые вычеты стали существовать приведено множество примеров, в которых показано как налогоплательщик может воспользоваться представленными ему налоговыми вычетами.
Сравневая налог на доходы физических лиц с другими налогами можно сделать вывод, что налог 13 процентов. самый маленький налог. На примерах фирмы АО «Заря» это видно. Так же показано из чего состоит налоговая база и особенности ее определения , порядок и уплаты налога .
2.3 Налоговые вычеты
Действующим законодательством установлен ряд налоговых вычетов , в число которых входят стандартные, социальные, имущественные и профессиональные /9/.
Стандартные налоговые вычеты при определении размера налоговой базы , подлежащей налогообложению 13 процентов , предоставляются по ряду оснований в размере 3 000 рублей, 500 рублей и 400 рублей за каждый месяц налогового периода . Необходимо обратить внимание на то, что теперь налоговые вычеты определены в твердых суммах, в то время как ранее их размер зависел от размера МРОТ.
Независимо от представления одного из указанных стандартных налоговых вычетов налогоплательщики имеют право на стандартные налоговые вычет в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося на обеспечении у налогоплательщиков, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями .
Небезынтересно отметить, что все лица имевшие ранее право на стандартные налоговые вычеты в размере 50000 рублей в год, теперь могут уменьшить свой совокупный доход не более чем на 36000 рублей в год, в связи с чем их налоговое бремя возросло.
Не вправе предоставить стандартные налоговые вычеты юридические и физические лица, выплачивающие доходы физическим лицам, но работодателями не являются.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только работодателем за каждый налоговый период, в течение которого отношения между работником и работодателем определялись трудовым договором ( контрактом) /1/.
Рассмотрим на пример, налогоплательщик имеющих троих детей в течение налогового периода получил доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера. Стандартные вычеты налогоплательщику в течение года не предоставлялись. По окончание отчетного года физическим лицом подана налоговая декларация в налоговый орган по месту жительства и заявлены стандартные вычеты на налогоплательщика и каждого его ребенка /2/.
Из декларации видно, что доход налогоплательщика облагаемый налогом по ставке 13 процентов , рассчитанный нарастающим итогом с начало года, превысил 20000 руб. в апреле месяце. В таком случае на основании декларации и документов, подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты, налоговый орган производит перерасчет налоговый базы и налоговых обязательств налогоплательщика, предоставив полагающиеся стандартные вычеты за три месяца (с января по март включительно) /10/.
Список литературы
1. Гражданский Кодекс ВС РСФСР от 11.06.1964 г.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации
3. Федеральный закон от 05. 08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые части законодательные акты Российской Федерации о налогах»
4. Закон Российской Федерации от 07.12.91 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»
5. Закон Российской Федерации № 1948 –1 «О гражданстве РФ»
6. Федеральный Закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 г.
7. Федеральный Закон от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
8. Приказ МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-08/379 « Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц»
9. Приказ МНС РФ от 29.11.2000 № БГ-3-08/415рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй налогового Кодекса Российской Федерации
10. Приказ МНС от 01.112000 № БГ-3-08/378 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по ее заполнению»
11. Приказ МИД РФ № 13748 ,МНС РФ № БГ – 3-06/387 от 13.11.2000 « Об освобождении от налогообложения доходов отдельных категорий иностранных граждан»
12. Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 26.03.2001 № 302 «О выплате ежемесячной денежной компенсации,введеной в связи с вступлением в действие части второй налогового Кодекса Российской Федерации»
13. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. № 201 «Об утверждении перечня медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медецинских учреждениях Российской Федерации , лекарственных средств, сумм оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»
14. Постановление правительства РФ от 05.03.2001 № 165 « Об утверждении перечня международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержания науки, образования., культуры и искусства в Российской Федерации , не подлежат налогообложению»
15. Постановление правительства РФ от 06.02.2001 г. № 89 «Об утверждении перечня международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки , и техники образования, культуры и искусства , суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению»
16. Постановление правительства РФ от 25.01.2001 № 55 «О порядке выплаты ежемесячной компенсации , предусмотренной ст.133 Федерального Закона»
17. Инструкция по заполнению деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2001 год.
18. Письмо МНС РФ от 24 .01. 2001 № ВГ –6-/63
19.Письмо департамента финансов правительства Москвы от 11.03.2001г7.№ 13-11.
20.Бабаев Ю.А. «Бухгалтерский учет» М. ЮНИТИ, 2002г.
21.Бокаев А.С. «Основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России» М. «Бухгалтерский учет», 2002г.
22.Козлова Е.П. «Бухгалтерский учет» М. Финансы и статистика, 2002г.
23.Кратт О.В. Налог на доходы физических лиц «Москва»2002г.
24.Понаморева Г.А. «Бухгалтерский учет на основе нового Плана счетов с учетом нормативных документов » Практическое пособие для бухгалтера М. 2002г.
25.Эдвин Д.Ж.Долон «Макроэкономика».Санктпетербург АО «Сенктпеербургоркестр» М. ЮНИТИ , 2002г.