Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в усло-виях рынка (8).
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе.
обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком — родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение (Приложение 2).
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения (Приложение 3).
Например. В семье учатся отец, мать и сын. Отец за заочное обучение в магистратуре заплатил за налоговый период 30000 руб., Мать оплатила свое обучение на вечернем отделении института 25000 руб. Стоимость обучения 19 - летнего сына в университете на очной форме составила за налогооблагаемый период 56000 руб., из которых 28000 руб. уплатил отец, 28000 руб. оплатил сам обучающийся.
Названные образовательные учреждения имеют лицензии, подтвер-ждающие их право на ведение образовательной деятельности.
Доход, полученный в налоговом периоде каждым из членов семьи, облагаемый налогом по ставке 13%, составил у отца 50000 руб., у матери 20000 руб., у сына 30000 рублей. Стандартные вычеты отцу и матери предоставлялись в размерах, предусмотренных пп.3 и 4 п.1 ст.218 части 2 Кодекса, сыну - пп.3 п.1 ст.218 части 2 Кодекса. Отцу стандартные налоговые вычеты предоставлялись в течение 5 месяцев, сумма вычетов составила 3500 руб. {(400 руб. + 300 руб.) х 5 мес.}, матери вычеты предоставлялись 12 месяцев, сумма вычетов составила 8400 руб. {(400 руб. + 300 руб.) х 12 мес.}, сыну вычеты предоставлялись 8 месяцев, сумма вычетов 3200 руб. (400 руб. х 8 мес.).
Кроме того, у отца и матери были доходы, облагаемые налогом по ставке 35% (процентный доход на банковские вклады в части, превышающей не подлежащей налогообложению сумму дохода). По таким доходам незави-симо от их размера социальные налоговые вычеты не предоставляются, в связи с чем их сумма в дальнейших расчетах не учитывается.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая – М.: Н23 Юрайт – М, 2001, с. 43-237.
2. Брызгалина А.В. «Налоги и налоговое право» // Учебное пособие – М.: «Аналитика-пресс», 1998, с. 38-41.
3. Булатова А.С. «Экономика» // Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997, с. 143-144.
4. Варнавская Н.П., Козловский В.А. «Вторая американская революция» // Коммерсант власть, №26, 1998, с. 4.
5. Воловик Е.М. «Федеральная налоговая служба США и крупные налогоплательщики» // Финансовая газета - региональный выпуск, №27, 1998, с. 6-7.
6. Воловик Е.М. «Концепция модернизации Федеральной налоговой службы США» // Финансовая газета - региональный выпуск, № 36, 1998, с. 5.
7. Гаврилова Т.А. «О налоге на доходы физических лиц» // Налоговый вестник, №11, 2001, с. 23.
8. Галкин В.Ю. «Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета» – М.: Минфин СССР, 1991, с. 109-111.
9. Глухов В.В., Дольдэ И.В. «Налоги – теория и практика» - СПб «Специальная литература», 2000, с. 21-22.
10. Гуреев В.И. «Российское налоговое право» - М.: «Экономика», 1997, с. 67-69
11. ДиковА.О., Вольвач Д.В., Разгулин С.В. «О части второй налогового кодекса Российской Федерации» // Налоговый вестник, №16, 2000, с.3-7;
12. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы. №4, 1997, с. 22-24.