Таким образом, налоги как экономическая категория имеют историче-ский характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современ-ное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:
• необходимость удовлетворения общественных потребностей управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
• необходимость регулирования экономической деятельности (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
• необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
• долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).
Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспе-чения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступление от него занимают значительное место в до-ходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений на-лога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так на протяжении 1995-2000 г. доля НДС в налоговых доходах РФ увеличилась с 42% до 46% . Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
Статьей 148 Налогового кодекса РФ изменен механизм определения места реализации работ, услуг, связанных с движимым имуществом. В соответствии с пп.2 п.1 этой статьи местом реализации таких работ и услуг признается Российская Федерация, если соответствующее движимое имущество находится на ее территории. До 1 января 2001 года Российская Федерация являлась местом реализации этих работ и услуг в том случае,если они фактически выполнялись на территории Российской Федерации (пп."б" п.5 ст.4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о налоге на добавленную стоимость).
С 1 января 2001 года по месту фактического осуществления работ и услуг определяется место реализации лишь тех услуг, которые прямо перечислены в пп.3 п.1 ст.148 Налогового кодекса РФ. Это - услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта. Ранее услуги, оказанные в иной аналогичной сфере деятельности, также признавались реализованными по месту их фактического оказания (пп."в" п.5 ст.4 Закона о налоге на добавленную стоимость).
Ряд услуг считается реализованным в Российской Федерации, где осу-ществляет деятельность их покупатель (пп.4 п.1 ст.148 Налогового кодекса РФ). Перечень таких услуг практически не изменился. Вместе с тем пп.4 п.1 ст. 148 Налогового кодекса РФ ясно определяет, в каких случаях территория Российской федерации является местом осуществления деятельности покупателя: в случае фактического присутствия покупателя услуг на ее территории на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии на основании места, указанного в учредительных документах организации, места органов управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
1. Налоговый кодекс РФ с постатейным комментарием под ред. Шаталова С.Д., Москва, МЦФЭР, 2001
2. Федеральный закон от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”//Российская газета, №245, 1991, с. 3-5
3. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. “2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ”// Российская газета, №257, 1991, с. 3-5
4. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 150 –ФЗ “О внесении изменений и дополнекний в статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”//Российская газета, № 143, 1998, с. 4
5. Об изменениях и дополнениях в несенных в часть вторую НК РФ// Нало-говый вестник, №2, 2001 г, с. 3-22; с. 41-48
6. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. №914 “ Об утвер-ждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость”//Налоговый вестник, №11,1999, с.25-30
7. Инструкция ГНС РФ от 11октября 1995 г. №39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”//Российская газета, № 195, с.3-11
8. Письмо МНС РФот 29 января 2001 г. № БГ-3-03/23 “О статье 145 части второй НК РФ”
9. Письмо МНС РФ от 12.02.2001г. № БГ-6-03/130 “По уплате налога на добавленную стоимость обособленными предприятиями”
10. Методические рекомендации МНС РФ по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” части 2 Налогового кодекса РФ
11. "Бюджетная система России", учебник под редакцией Поляка Г.Б., Моск-ва, 2000, с. 167-174
12. Налоги и налогообложение: Учебное пособие под ред. Дуканич Л.В.,Ростов-на-Дону, 2000,с.57-59
13. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов под ред. Русаковой И.Г., Калинина В.А., Москва, 2000, с.37-38
14. Основы налоговой системы: Учебник Черник Д.Г., Починок А.П. Москва, 2000, с.9-13
15. "Финансы и статистика", учебное особие под редакцией Ковалевой А.М., 1997, с.26-34,148-164