Либерализация внешнеэкономической деятельности и движение Рос-сии к открытой экономике сопряжены с возникновением многих сложных проблем, одной из которых является проблема регулирования экономики. Регулирование внешнеэкономической деятельности государством означает не только поддержку и сти¬мулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов и обес¬печение экономической безопасности страны.
В арсенале государства имеются различные инструменты регулирова-ния ВЭД с целью защиты экономических интересов, в число которых входит взимание косвенных налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инст-рументом управления экономикой в условиях рынка.
Косвенное налогообложение, имеющее многовеко¬вую историю, всегда было предметом пристального изу¬чения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жар¬ких дискус-сий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению со¬вершенно нового вида налога — налога, на добавлен¬ную стоимость (НДС). Внедрение НДС в налоговые системы раз-витых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954 г. Необхо¬димость применения такого показателя как добавлен¬ная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением об¬щего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967 г. I и III Директив ЕС, в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран-чле¬нов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.
Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара ак¬кумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.
Налог на добавленную стоимость является одним из ведущих налогов в налоговой системе России. При этом он является и самым сложным налогом, вопросы по части исчисления и уплаты этого налога возникают у налогоплательщиков постоянно. Действующий порядок начисления и взимания НДС содержит в себе множество внутренних противоречий и до конца не урегулирован государством.
Целью настоящей дипломной работы является подробное рассмотре-ние действующего механизма начисления и взимания НДС при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, уделив особое внимание экспортным операциям.
2. Выписка банка (копии выписки), подтверждающая фактическое по-ступление выручки от иностранного лица - покупателя на счет налогопла-тельщика в российском банке.
Следует иметь в виду, что положениями НК РФ не предусмотрено обя¬зательное поступление всей выручки на расчетный счет экспортера в рос¬сийском банке в размере, соответствующем полной сумме оплаты за по-ставку товаров согласно контракту. В случае частичной оплаты экспорт¬ных товаров российский налогоплательщик имеет право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материаль¬ных ресурсов, используемых при производстве и (или) реализации экспор¬тной продукции, который производится исходя из удельного веса стоимо¬сти оплаченной продукции (товаров), экспорт которой фактически под-твержден в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ, в общем объеме стоимости контракта.
Освобождение организаций-экспортеров от уплаты НДС и возмеще-ние налога, уплаченного поставщикам, в случае если выручка от иностранного покупателя не поступила на расчетный счет экспортера в российском банке, может иметь место, когда:
- расчет производится наличными денежными средствами (в этом слу-чае в налоговые органы представляется копия выписки банка, подтверждающая внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фак¬тическое получение выручки от иностранного покупателя товаров);
- незачисление валютной выручки от реализации товаров осуществля-ет¬ся в порядке, предусмотренном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (в этом случае в налого¬вые органы должны быть представлены документы или их копии, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ (лицензия Банка России);
- осуществляются внешнеторговые товарообменные (бартерные) операции (в этом случае вместо выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке, в налоговые органы представля¬ются документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российс¬кой Федерации и их оприходование на соответствующих счетах бухгалтер¬ского учета);
- выручка от иностранного лица - покупателя экспортируемых товаров поступает на счет российской посреднической организации (в этом слу¬чае в налоговые органы представляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя экспортного товара на счет посреднической организации в российском банке).
3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметкой региональ-ного таможенного органа (органа, осуществлявшего выпуск товара в режи-ме экспорта) «выпуск товара разрешен» и отметкой пограничного тамо-женного органа «товар вывезен».
18. Приказ МНС РФ от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461 "О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)" (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.).
19. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 "Об утвер-ждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп. от 26 декабря 2003 г.).
20. Приказ ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. N 131 "Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" (с изм. и доп. от 18 сентября 2003 г.). Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ (утв. приказом ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. N 131).
21. Приказ ГТК России от 21 июля 2003 г. № 806 «Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вы-воза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ (на та¬моженную территорию РФ)».
22. Приказ Минфина РФ от 3 марта 2005 г. N 31н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения".
23. Распоряжение ГТК РФ от 6 ноября 2001 г. N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" (с изм. и доп. от 24 января 2002 г.).
24. Распоряжение ГТК РФ от 27 ноября 2003 г. N 647-р "Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам" (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г.).