Но производство динамично, требует постоянного поддержания пропорциональности и равновесия, оперативного реагирования на внешние и внутренние возмущения, т.е. управления. Организация управления подразумевает наличие определенной структуры органов управления и выполнение присущих им функций по планированию процессов, их организации (установлению, формированию, совершенствованию порядка функционирования), регулированию, координации, анализу, контролю и др.
В законченном виде организация производства как динамичная система может быть представлена в виде совокупности трех подсистем: организации технологических процессов, организации труда и организации управления.
Организация технологических процессов - это та совокупность организационных решений, которая определяет порядок функционирования средств производства, их сочетание и пространственное размещение, а также порядок осуществления технологических операций и процедур, составляющих существо каждого вида производственной деятельности.
Есть суждение, что организация производства и организация труда - взаимосвязанные, но относительно самостоятельные системы. При этом под организацией производств понимают организацию вещественных элементов трудового процесса, то есть - организацию средств производства. [27, стр.25]
Объектом моего исследования является структурное подразделение ОАО «СНГ» Сургутское управление технологического транспорта №1.
Предметом исследования – анализ и совершенствование организации труда рабочих предприятия.
В связи с проведенной перетарификацией, в 2002 году по сравнению с 2001 годом незначительно снизились следующие показатели:
1) средний тарифный разряд рабочих с 3,4 до 3,3
2) средний тарифный коэффициент с 1,33 до 1,32
За отчетный период прошли подготовку, переподготовку, обучение вторым профессиям и повысили квалификацию 9 человек из рабочих по следующим профессиям:
слесарь по ремонту автомобилей 8 человек
изучение автомобиля “ Татра 815” 1 человек
Повышение квалификации проводилось в Центре политехнического обучения, Сургутском филиале ТГНГУ, и в других учебных заведениях города.
Основная возрастная группа из 59 человек состоит из рабочих до 30 лет: это рабочие закончившие учебные заведения начального уровня или получают дополнительное образование на вечерних, заочных формах обучения совмещая работу с обучением. Работники от 30 до 55 лет составляют более половины всего состава (60 человек). Работники старше 55 лет составляют незначительную часть кадров РММ предприятия (1 человек).
1. Адамчук В.В. и др. Организация и нормирование труда. М. 1999.
2. Анисимов А.П. Организация и планирование автотранспортных предприятий: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1982, 269 с.
3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. М. 1998
4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М. 1998.
5. Грязное А.Я. Основы организации и оплаты труда. М. 1997.
6. Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда. М. 1999.
7. Завельский М.Г. Экономика и социология труда. М. 1998.
8. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. М. 1999.
9. Колосницына М.Г. Экономика труда. М. 1998.
10. Костюков Н.И. и др. Организация, нормирование и оплата труда. Р.-на-Д. 1993.
11. Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М. 1996.
12. Охрана труда. Нормативные документы. М. 1999.
13. Погосян Г.В. Практикум по экономике, организации и нормированию труда. М. 1991.
14. . Рофе А.И. и др. Научная организация труда. М. 1998.
15. Рофе А.И. и др. рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М. 1997.
16. Рональд Дж. Эренберг, Роберт С. Смит. Современная экономика труда. Пер. с англ. М. 1996.
17. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 1996.
18. Справочник директора предприятия. Под ред. Лапусты М.Г. М. 1998.