В связи с продолжающимся развитием рыночных отношений в Грузии многие ведущие экономисты связывают будущее данной страны с привлечением в широких масштабах в грузинскую экономику ино-странных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в Грузии цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику данной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного состояния достаточно нестабильной экономики, подъем экономики.
При этом грузинские общественные интересы не всегда совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.
Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих грузинских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.
участие иностранных фирм, имеют некоторые особенности. Так, при определении показателей бюджетной эффективности в составе доходов учитываются иностранные займы и кредиты, предоставленные Правительству Грузии, в составе расходов – погашение указанных займов и кредитов, включая проценты по ним.
При определении показателей экономической эффективности затраты иностранных участников не учитываются, а предоставляемые этими участниками кредиты и займы, а также уплачиваемые ими налоги и пошлины включаются в состав результатов проекта.
Сравнение различных вариантов проекта и обоснование размеров и форм иностранного участия в реализации проекта производится по крите-рию максимального интегрального народнохозяйственного эффекта.
Показатели коммерческой эффективности рассчитываются как по грузинским, так и по иностранным участникам. При этом в составе затрат иностранного участника учитывается также налог на прибыль, переводимую за границу.
По иностранному участнику расчеты потока реальных денег проводятся также в валюте соответствующего государства. [41]
Для дополнительного подтверждения эффективности проекта с ино-странным участием рекомендуется сравнить его с аналогичным проектом, предусматривающим только грузинских участников.
Всякий проект характеризуется несколькими видами показателей (интегральные показатели, показатели, связанные с потоком и балансом наличности и т.д.). В каждый из видов показателей входят несколько конкретных показателей. Некоторые из них дополняют друг друга, другие (например, различные интегральные показатели) в известной степени независимы. Показатели, относящиеся к разным видам, также могут образовывать различные сочетания.
Нередко для отбора вариантов проекта и принятия решения о его осуществлении приходится использовать экспертные (неформальные) процедуры для учета значений всех факторов и их взаимосвязей. Некоторые современные программные продукты включают в себя системы поддержки этих процедур.
Говоря о принятии решения на инвестирование, необходимо, отметить что фирма-инвестор до принятия решения на инвестирование должна определиться в своей системе приоритетов. Возможные варианты приоритетов:
- общественная значимость проекта;
- влияние на имидж инвестора;
- соответствие целям и задачам инвестора;
- соответствие финансовым возможностям инвестора;
- соответствие организационным возможностям инвестора;
- рыночный потенциал создаваемого продукта;
- период окупаемости проекта;
- прибыль;
- уровень риска;
15. Дерябин А.А «Система ценообразования и финансов, пути их совер-шенствования». –М.: НИИ по ценообразованию, 2004.-231 с.
16. Длин А.М. «Фактический анализ в производстве». – М.: Статистика, 2005.-243с.
17. Дружинин Н.К. «Математическая статистика в экономике». –М.: Ста-тистика, 2003.-364 с.
18. Друкер П. «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы». – М.: Экономика, 2002.-165с.
19. Ефимова О.В. «Финансовый анализ».-М.: бухгалтерский учёт, 2006. –208 с.
20. Зальманова М.Е. «Логистика». – Саратов.: Саратовский гос. университет, 2005.-168с.
21. Зальманова М.Е., Новиков О.А. «Производственно-коммерческая логистика».-Саратов.:Саратовский технический университет,2005.-76с.
22. Карасёв А.И., Кремер Н.Ш. «Математические методы и модели в планировании». – М.:экономика,2003 -274с.
23. Карлоф Б. «Деловая стратегия».-М.:Экономика,2001.-239с.
24. Ковалёв А.И., Привалов В.П. «Анализ финансового состояния пред-приятия».-М.:Центр экономики и маркетинга, 2005. – 192с.
25. Ковалёв В.В. «Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности.».-М.:Финансы и статистика,2005.-432с.
26. Когович Е. «Финансовая математика».-М.:Финансы и статистика,2004.-253с.