ВВЕДЕНИЕ
Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования всей финансовой системы государства и ее основного звена – бюджета.
Бюджетная система Российской Федерации (РФ) состоит из бюджетов трех уровней:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты.
В настоящее время бюджетное законодательство Российской Федерации не содержит четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий).
На региональные и особенно местные бюджеты федеральным законодательством возложены многочисленные социальные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования. Т.е социальная сфера находится в ведении местных органов власти и занимает основную долю расходов.
Предоставление органам власти субъектов и местного самоуправления реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, - ключевая задача реформы межбюджетных отношений.
Выполненная дипломная работа посвящена изучению и анализу проблем муниципального бюджета и финансированию социальной сферы на примере МО «Северодвинск».
Именно муниципальный бюджет является главным финансовым инструментом в регулировании социально-экономического развития местного самоуправления. Результаты исполнения бюджета будут определять темпы развития муниципального образования в целом.
3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1 Анализ расходной и доходной части муниципального бюджета за последние три года (на примере МО «Северодвинск»)
Бюджетная система г. Северодвинска включает в себя единый муниципальный бюджет, который состоит из доходной и расходной части.
Доходы муниципального бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и Архангельской области за счет:
* налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных перечислений, уплачиваемых на территории муниципального образования. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитываются в доходах муниципального бюджета.
* доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
* доходов, поступающих на лицевые счета получателей средств муниципального бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет (подлежат обязательному перечислению в полном объеме в доходы муниципального бюджета);
* платежей граждан в полном объеме, за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда;
* сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Исполнение муниципального бюджета Северодвинска по расходам осуществляется через счета по учету средств муниципального бюджета, открытые в ОФК по г. Северодвинску.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС Консультант Плюс.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 12.10.2005) // СПС Консультант Плюс.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. 27.12.2005) // СПС Консультант Плюс.
4. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ. (ред. от 28.12.2004) // СПС Консультант Плюс.
5. О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года: Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 (ред. от 06.02.2004).
6. Об основных положениях региональной политики в РФ: Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803. // СПС Консультант Плюс.
7. Устав муниципального образования «Северодвинск» (принят на местном референдуме 16.06.1996) (ред. от 31.03.2005) //СПС Консультант Плюс.
8. О муниципальном бюджете на 2005 год: Решение муниципального Совета Северодвинска от 16.12.2004 № 209 (ред. от 26.05.2005) // СПС Консультант Плюс.
9. Отчет мэра перед жителями Северодвинска за 2001-2004 годы. // Северный рабочий. – 2004. – 23 октября.- 8с.
10. Об утверждении муниципальной программы «Развитие здравоохранения Северодвинска на 2004-2006 годы»: Решение муниципального Совета Северодвинска от 24.06.2004 № 86 // СПС Консультант Плюс.
11. Об утверждении муниципальной программы «Сохранение культурного наследия и развитие культуры Северодвинска на 2003-2005 гг.: Решение муниципального Совета Северодвинска от 24.04.2003 № 49 // СПС Консультант Плюс.
12. Об утверждении программы «Развития муниципальной системы образования Северодвинска на 2001-2005 годы»: Решение муниципального Совета Северодвинска от 18.10.2001 № 137 // СПС Консультант Плюс.