Анализ движения денежных средств проводится по данным отчетного периода. На первый взгляд такой анализ, как и любой другой раздел анализа, имеет сравнительно невысокую ценность для финансового менеджера; однако можно привести аргументы, в известной степени оправдывающие его проведение.
Анализ движения денежных средств позволяет с известной долей точности объяснить расхождение между величиной денежного потока, имевшего место на предприятии в отчетном периоде, и полученной за этот период прибылью.
Успех работы предприятия определяется как общими условиями хозяйствования, так и умением руководителя эффективно использовать производственные факторы. В условиях рынка каждое предприятие должно искать собственный путь развития, новые формы приложения капитала и методы работы. Успешная реализация названных условий во многом зависит от форм ресурсного обеспечения предприятия и характера его использования, в частности от обеспеченности предприятия основным и оборотным капиталом, рабочей силой.
Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и другие.
В конечном итоге финансовое состояние любого предприятия определяет его конкурентоспособность и потенциал в деловом сотрудничестве с другими субъектами экономических отношений, оценивает гарантии экономических интересов самого предприятия и его партнеров. Финансовое благополучие предприятия возможно лишь через обеспечение нормальных бесперебойных взаимоотношений с партнерами.
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью изучения и анализа финансовой стратегии, денежного оборота и перспектив развития предприятия в современных рыночных условиях для последующей разработки более оптимальной модели финансовой политики и внедрения мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.
Для поддержания стабильного финансового положения предприятия, которое в частности подразумевает своевременную оплату обязательств в полном объеме, необходимо детально проработать график финансовых платежей как минимум для расчетов с фискальной системой. Он позволит предприятию планировать суммы денежных средств, необходимые на тот или иной период времени .
Одной из ключевых проблем российских предприятий на сегодняшний день является проблема дефицита оборотных средств. Это обусловлено не только кризисом неплатежей, но и неэффективным управлением оборотными активами, недостатками системы управления предприятием в целом. Снижение оборачиваемости и сокращение части реально работающих оборотных средств в первую очередь связаны с существованием просроченной дебиторской задолженности.
Поскольку доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в балансе предприятия весьма незначительна, наиболее ликвидным активом, находящимся в распоряжении предприятия, должна быть дебиторская задолженность. Тем не менее, большая доля этого, казалось бы, наиболее ликвидного (после денег), актива попадает в разряд просроченной безнадежной задолженности.
Но даже при такой ситуации существуют значительные внутренние резервы и механизмы, позволяющие управлять дебиторской задолженностью более эффективно и получить дополнительные оборотные средства.
Основными причинами дефицита денежных средств могут быть как внешние, так и внутренние источники.
Внешние источники:
- изменения налогового законодательства;
- высокая стоимость и краткосрочный характер заемных средств;
- инфляция.
Внутренние источники:
Недостатки в системе управления финансами:
- слабое финансовое планирование;
- отсутствие управленческого учета;
- потеря контроля над затратами;
- низкая квалификация кадров.
20. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа, М: Инфра-М, 2006. – 192 с.
21. Финансово-кредитный словарь М.: Финансы и статистика 2007 - 410с.
22. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. – Москва: Перспектива, 2006.
23. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА – М, 2005. 672с.
24. Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под ред. Л.Т. Гиляровской -2 е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. – 564 с.
25. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА – М, 2007. 672с.
26. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2008. 608с.
27. Методика предпланового маркетингового исследования рынка сбыта услуг. // Финансовый менеджмент, № 3. – 2008 г.
28. Тамбовцев В. Бизнес-процесс как важное звено в экономике // Вопр. экономики, 2007. № 3.
29. Документация мебельной фабрики ЗАО «Август»
30. www.buhgalteria.ru Кредитная политика как инструмент стратегии фирмы